ЛУКИН ПРО ВСТРЕЧУ С В.ГАЛАКТИОНОВОЙ

Дмитрий Лукин:

Сумбурные размышления (где-то – тезисы), навеянные встречей с писателем Верой Галактионовой, посетившей Клуб молодых прозаиков.
К сожалению, на встречу я немного опоздал, но вопросы, которые задавали Вере Григорьевне Галактионовой и ее ответы очень заинтересовали. Хочется сказать спасибо Анастасии Черновой – ведущей Клуба, которая зовет на наши заседания таких гостей.
Заявленная тема звучала как «Литературная традиция и новаторство. «Я» художника в системе Православия».

Второй вопрос всегда очень привлекал меня. Мое личное мнение в данном вопросе опиралось на фразу, кажется, из горьковского «Макара Чудры», что дурак все знает, а мудрый во всем сомневается. Поэтому настоящий художник виделся всегда человеком сомневающимся, а не отстаивающим идеи какой-либо религии, идеологии и т.д. Знающий Истину писатель обязательно теряет в качестве своей прозы. На множественные заявления поклонников Достоевского о православности творчества Федора Михайловича, о том, что, проникнувшись его произведениями, люди приходят к Богу, во мне всегда возникали сомнения. И даже прекрасная книга Иустина Поповича «Философия и религия Ф.М. Достоевского» не убедила в православности творчества автора «Братьев Карамазовых». Он так и остался для меня – сомневающимся, говорящим через героев разными голосами своего дробного сознания. Но есть кроме этого в его творчестве и душевность вместо духовности, и некоторое любование пороками вместо их преодоления. Но Церковь не хочет причислять Достоевского к лику святых еще и по некоторым другим причинам.

Именно поэтому было так интересно послушать писателя Веру Галактионову, относящуюся, насколько мне известно, к почвенническому направлению в нашей литературе. Интересно было спросить, как ей удается сохранять веру в почвеннические идеалы, невольно наблюдая хотя бы «разборки» почвенников друг с другом и т.д. и т.п.
Еще интересовал вопрос — кто он, сегодняшний почвенник, и как его идеи соотносятся с жизненной  реальностью?
В своем выступлении на конференции в Сеуле Вера Галактионова заявила (цитирую приблизительно), что человечеству предоставляется последний шанс повернуть от хищничества к созиданию. Критиковать общество потребления — правильно и замечательно, но почвеннические идеи и жизненная практика… Впрочем, справедливости ради, надо заметить, что критикую я регулярно и западнические идеи, а прав, в моем понимании, Григорий Мелихов в конце «Тихого Дона», когда — ни к белым, ни к красным, а винтовку – в воду и сына на руки.
Хочется отметить такую важную вещь, что Вера Галактионова не произвела впечатления человека, прикрывающегося высокими идеями, какое производят некоторые фигуры почвеннического лагеря. Люди, усиливающие свое «Я», рассчитывающиеся со своими комплексами за счет некоторого «властительства думами». Вера Галактионова говорила о том, что только в Церкви творческого человека научат смирять свое «Я», чтобы творчество действительно что-то давало людям, а не служило распространению в мир эгоизма. «От «Я» обычно пишут молодые авторы» — сказала Вера Григорьевна. Я, конечно, с этим не согласился, но запомнил заявление уважаемого писателя.
В числе любимых ею писательских имен Вера Григорьевна упоминала Набокова и Бунина. Это показалось немного непонятным, т.к. эти писатели в моем сознании еще более несовместимы с Православием, чем Достовский. Но это мое личное мнение.
Вера Галактионова очень любит писателя Лескова, в этом с ней хочется с удовольствием согласиться – творчество Лескова прекрасно, удивительно и по многим моментам действительно похоже на православное.

Вера Григорьевна рекомендовала читать «Добротолюбие», еще что-то духовное, но у меня из-за полной неискушенности в религиозной стороне жизни, это не отложилось.

Рекомендовала писать рассказы. Сейчас это востребовано издательствами, хоть совсем недавно их интересовали только большие произведения.

Галактионова рассуждала на тему, что автор несет перед Богом ответственность за то, что пишет. За все потом придется отвечать на том свете. Своим творчеством мы не должны вводить во искушение и т.д. Еще нельзя писать со знакомых людей, а то этим мы нанесем им большой удар. На это заявление особенно возмущался Станислав Зотов, имеющий отношение к журналу «Наш современник», он попытался вставить реплику, что многие великие писали со знакомых, но Галактионова его не услышала. Еще Вера Галактионова не пишет на основе собственной биографии, как делают многие авторы. Она рекомендовала пивную, рядом с одним из центральных вокзалов, где можно подслушивать очень интересные истории, рассказанные людьми из народа. А еще Вера Григорьевна, когда чувствует, что от человека «пошел» материал, тут же прерывает его и говорит что-то вроде: «Аккуратно, я могу это записать!» Вот настоящий христианский подход, т.к. я меняю прототипу имя-фамилию, и на этом чувство вины перед ним заканчивается.

Так же Галактионова рекомендовала не чураться заглядыванием на Рублевку, изучать нравы богатых. Наверное, чувствуя полезность этого занятия, в последнее время оттуда не вылезаю. Так бы там и остался, честно говоря.

К сожалению, не успел задать Вере Галактионовой свой любимый вопрос — не чувствуют ли писатели женского пола комплекса неполноценности перед писателями мужского, ведь, например, в философском словаре, что у меня на полке, женских имен не значится. Женщины-Достоевские тоже вроде неизвестны. Но, к сожалению, время встречи закончилось, и я не успел задать свой вопрос.

В общем, подводя итог, должен сказать, что увидел в писателе Вере Галактионовой светлого, глубокого человека и просто красивую женщину.

Да, совсем забыл… Вера Галактионова развивала мою любимую мысль, что качество прозы нынешнего старшего поколения писателей все равно заметно уступает писателям дореволюционным. Очень справедливое замечание.

Вера Галактионова – хороший и интересный стилист, сейчас с удовольствием читаю ее «Спящих от печали». Это произведение — сильное.

В конце своих сумбурных записей хочется отметить, что в моем тексте много «Я», а значит, автор текста несомненно – молод. Но, на мой взгляд, в этом ничего печального нет, молодость – прекрасная пора.

Читайте также: