КРЕСТНЫЙ ХОД И БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК В ПЕСНЯХ РОК-ГРУППЫ ЗВЕРОБОЙ

Крестный ход и Бессмертный полк в альбоме рок-группы «Зверобой» «Родина»

В феврале 2022 года после признания Россией республик Донбасса и начала спецоперации на Украине многие россияне почувствовали, что мир изменился, что возврату к прошлому не будет, и теперь каждый должен определиться, решить для себя, что для него значит Родина, будет ли он ее защищать или уедет туда, где есть Икея и кока-кола.
Многие поэты и музыканты задавались вопросом, что для них значит слово Родина и до судьбоносного дня Z. К их числу относятся и музыканты рок-группы «Зверобой».

«Зверобой» – рок-группа из Москвы, основанная в 2008 году, работающая в стиле рок с элементами блюз-рока, гранджа, фолка и других направлений. Поэзия группы – русскоязычная социально-романтическая лирика, отраженная в альбомах «Жив» (2008), «Акустика» (2009), «Ток» (2013), «Война за Мир» (2016), «Родина» (2018), «Русская весна» (2021).
Участники коллектива занимают активную гражданскую и патриотическую позицию.

Начиная с августа 2015-го года группа «Зверобой» регулярно совершает поездки в Донбасс, выступая в Донецке, Луганске, Горловке, Ясиноватой, Стаханове и других городах Донбасса. Выступления группы происходят в самых разных форматах – от многотысячной аудитории центральных площадей городов, до поселковых школ, домов культуры и окопов передовой линии, где «Зверобой» также неоднократно выступал непосредственно перед бойцами. Кроме того, коллектив по мере сил оказывает волонтерскую поддержку защитникам Донбасса и мирным жителям.

В марте 2017 года видеоклип на песню «Едут-едут БТРы» набрал за несколько дней полмиллиона просмотров. Его поставили в ротацию федеральный российский телеканал «Звезда», а также все основные телеканалы Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики: «Первый Республиканский», «ДНР24», «Новороссия-ТВ», «Оплот-ТВ», «ГТРК ЛНР».

 

Музыкальный критик Андрей Смирнов в своей рецензии отмечает, что альбом «Война за мир» стал результатом активной поддержки Новороссии и нескольких поездок в Донбасс. Хотя музыканты хорошо знают материал, погрузились в атмосферу военного Донбасса, им не удалось высказать все в одном альбоме из-за необъятности темы и богатства событий. Новые песни сложились в альбом «Родина», появившийся в 2018 году.

Рассмотрим альбом «Родина» и покажем, какой образ России создается в его композициях.
Журналист Алексей Иринеев охарактеризовал альбом Родина как рок на баррикадах и отметил, что каждый из шестнадцати треков является оригинальным, не похожим на остальные.

Иринеев пишет: «Уже поставленная первым номером вещь «Безымянный Солдат» по-настоящему впечатляет. Незатейливая, на первый взгляд, история звучит настолько жизненно и правдиво, что волей-неволей проникаешься интересом и уважением к авторам, посчитавшим нужным спеть о погибшем на страшной и беспощадной войне человеке – простом солдате».

 

В песне «Безымянный солдат» мы видим, как идея христианской жертвенности проявляется в строках, в которых певец обращается к погибшему безымянному солдату:

Ты неназванный мой брат,
Лишь одну из всех наград –
Признавал Победу свято,
Как в далёком сорок пятом…
Рядовой, не командир –
Ты стоял за Русский Мир,
За Единое Крещение,
За Святое Воскресенье…

Неслучайно в этом тексте появляются христианские образы, упоминаются христианские таинства. Сакральный христианский план бытия сложно передать секулярным языком. Попыткой описать сакральное пространство России без обращения к православию является образ Победы в Великой Отечественной войне, где жертва солдат за мир составляет главный элемент образа.

Сходные идеи есть и в песне «Солнце наше красное»:
Расскажи мне, как видишь свой завтрашний день, мой друг.
Пол-литровая правда рвётся в стакан из рук.
Не серчай, даже если наш голос совсем умолк,
Ведь у нас за спиной Крестный Ход и Бессмертный Полк!

Идея бескрайнего простора и исторической преемственности поколений воплощена в песне «Ополченец»:

В густой траве и мягких ковылях,
Средь баб окаменевших скифских,
В краю степных грудастых сфинксов
Заснула крепко Родина моя.

 

В этой же песне присутствует и идея временного безмолвия, которое прерывается, когда вечный ополченец своим поцелуем будит спящую Родину:

Вот он идёт! Неистов! Юн и груб.
От крови свежей сладким поцелуем,
Войною, революциею, бунтом,
Касается её горячих губ.
И он её разбудит, как всегда.
— Проснись! Вставай! Твой сон не будет вечным!
И как когда-то поправлял он меч свой,
Калаш поправит на своем плече.

Андрей Смирнов подчеркивает взаимосвязь сказочных героев с героями реальными: «Колыбельная «Спит солдатик молодой» стала гимном «Безымянному солдату», а «Ополченец», несомненно, один из центральных номеров альбома, обрел удивительную полноту – он и «парень из соседнего двора», и почти сказочный герой, и тот самый «партизан» из политической философии ХХ века, с его мобильностью, политической вовлеченностью и «теллурическим» характером – привязанностью к земле, на которой сражается».

Что это за земля мы можем понять, прослушав песню «Родина»:

 

Родина, как жизнь, подарена Создателем.
Родина, твой сын всегда один у матери.
И Родина одна, на паперти, на куполе.
Родина в Твери, Одессе, Мариуполе.
В Воронеже, Саратове, в Рязани да в Архангельске,
В Иркутске, Барнауле, Тюмени да Хабаровске,
В Кургане, во Владимире, в Ростове, Белореченске,
В Смоленске, в Ленинграде, на Вятке, в Благовещенске…

Подводя итоги, Андрей Смирнов описывает основную тему альбома как Победу, в которой соединяются прошлое и будущее на просторах Родины – большой страны «вне всех пограничных столбов образца 1991 года». Родина предстает как земля, объединяющая сакральный и внецерковный план исторических событий, то есть Крестный ход и Бессмертный полк.

Родина в альбоме сохраняет историческую память и советского, и имперского периода. Христианская идея самопожертвования возникает в альбоме в форме идеи защиты родной земли России, ради которой отдавали свою жизнь и советские солдаты, и современные ополченцы Донбасса.

Московская рок-группа «Зверобой» создает в своем творчестве образ Родины, понятный и близкий людям всего Русского мира, поскольку он включает в себя опыт русского народа, воплощенный в таких символических событиях как Крестный ход и Бессмертный полк.

Читайте также: