Интервью с А.Черновой, газета МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ

 

С какого года Вы в клубе? Была ли раньше какая-то замена ему, может быть, аналогичный клуб?

Почему решили туда вступить? Когда стали руководителем?

Открытие «Клуба молодых прозаиков» Литературного института состоялось 14 апреля 2011 года. С тех пор и проходят наши встречи. Какого-то аналогичного Клуба ранее не было. Однако необходимость всегда ощущалась. Ведь Литературный институт, прежде всего, – творческий Вуз, все студенты (без исключения) что-нибудь да пишут. Кто стихи, кто прозу, кто пьесы. С нами учатся публицисты и литературные критики. Многие из студентов сочиняют песни, владеют различными музыкальными инструментами, рисуют. Нам очень интересно и важно общаться друг с другом, со-размышлять, обмениваться впечатлениями о тех или иных культурных событиях. Конечно, в институте, на переменах и творческих семинарах, студенты знакомятся друг с другом. Читают и обсуждают написанное. Но это происходит именно в рамках одного курса или одного семинара. Клуб же – объединяет не только студентов с разных курсов, но и давних выпускников. Даже более – он открыт для всех желающих. Нередко в нашей работе принимают участие студенты и аспиранты других вузов – гуманитарных, технических, музыкальных… Словом, все, кто пишет сам – или просто интересуется современной литературой.
Немного расскажу про структуру. «Клуб прозаиков» является одним из подразделений «Клуба писателей». Это проект социально-культурной деятельности Литинститута, организатором и куратором которого является Г.Н. Дубина, помощник ректора. Соответственно, работают еще «Клуб поэтов», а также «Клуб драматургов». Эти Клубы также проводят свои встречи и приглашают на свои собрания всех желающих.
«Клуб прозаиков» я веду с самого начала, со дня основания.

Какие у Вас обязанности как у руководителя этого клуба?

Нужно сформулировать и предложить для обсуждения тему, которая была бы для всех интересна и полезна. Таких тем очень много. Приглашаю гостей – специалистов из разных областей искусства, готовлю для сайтов и прессы отчеты. Ведется фото-видеосъемка.

Как проходят встречи? Они тематические или нет? Что вы там делаете?

Наши встречи проходят раз в месяц в Литературном институте. Темы – самые разные. Презентации новых книг, обсуждения и дискуссии, встречи с известными деятелями культуры. Некоторые вечера посвящаются писателям, у которых юбилейные даты. Так, например, мы вспоминали творчество Н. Гумилева, В Розанова, А. Майкова, Ф. Достоевского, И. Бунина, В. Белова. Из современных писателей у нас была встреча с Верой Галактионовой и Николаем Дорошенко. Своими литературными наблюдениями делились доцент кафедры новейшей русской литературы Литинститута, к.ф.н. Сергей Федякин, литературовед и критик, д.ф.н. Петр Палиевский, литературовед, д.ф.н. Сергей Небольсин. Памятно также выступление художницы Екатерины Скоробогачевой, которая рассказала о современной живописи.
Да-да, мы стремимся узнать как можно больше не только о литературе, но и о культуре вообще, о живописи, музыке, истории, философии. Ведь все взаимосвязано. Именно поэтому наши встречи содержат, как правило, и музыкальную часть. У Клуба есть даже свои постоянные друзья-музыканты. Студентка консерватории Наталья Терехина и бард Дарья Манохина радуют нас своими музыкальными выступлениями. Время от времени проходят дискуссии, после которых участники Клуба формулируют свои выводы-заметки и отдают для публикации в газету или на сайт. Обсуждали мы манифест «Нового русского критического реализма», который опубликовал журнал «Приокские зори» (№1, 2011), проблему «Вечных тем в литературе», особенности «христианской литературы» и др.
В марте этого года состоялась презентация книги постоянного участника Клуба – Дмитрия Лукина, а в апреле он уже выпустил вторую. Бывает, что человек совмещает сразу несколько творческих профессий. Это, конечно, отражается и в прозе. У актрисы театра Советской Армии и выпускницы Литинститута Софьи Гуськовой вышла книга «Маленькая повесть об актрисе». Эта презентация особенно запомнилась, после традиционных выступлений прозаиков, автор сама мастерски читала отрывки из своей повести.
Приглашаем к участию и поэтов. Обычно мы как – открываем книгу, или страницу в Интернете – и там читаем стихотворение. А тут на встречу приходит поэт с тетрадкой. «Только этой ночь написал, – говорит по секрету, – вот, послушайте». И живое, недавно родившееся слово, звучит. Впервые. По неопознанным орбитам другого восприятия. Это здорово!

Вы сказали, что иногда проводите встречи в других местах. В каких, например? Дружите ли с другими клубами, а если да, то с какими?
Раз в год, в январе, в Международном Фонде Славянской Письменности и Культуры, мы проводим литературно-музыкальный вечер, посвященный памяти великого русского поэта – Николая Рубцова. Эти вечера уже стали традиционными. Выступающие – музыканты и поэты – приезжает из разных городов, из Вологды, Тотьмы, Санкт-Петербурга. Каждый год мы готовим новую программу.
Сотрудничаем с литературной студией Гуманитарного колледжа информационно-библиотечных технологий № 58. В апреле 2012 года мы организовали там совместный вечер «Жизнь души – весны приход», а в апреле 2013 года выступили в колледже на Рубцовских чтениях. Выступаем также в разных библиотеках – № 162 им. Августа Бебеля (актив Клуба писателей провел цикл лекций «Духовно-нравственные аспекты текущей литературы»), бываем в библиотеке им. Волошина и библиотеке искусств им. Боголюбова, – в этом году мы проводили там «Библио-ночь».
Дружим с литературной студией при библиотеке им. Некрасова (ведущая – писатель Полина Рожнова), с музыкально-литературной гостиной «С НАДЕЖДОЙ» (руководитель – поэт Надежда Трубачева), а также с молодежным православным культурно-просветительским клубом «София», который регулярно проводит интересные лекции по искусству, литературе и философии.
Вот уже несколько лет в Калуге проходят открытые читательские конференции, которые курирует выпускник Литературного института поэт Сергей Бачинский. Это очень необычные по форме конференции: вместо привычных, сухих и строгих докладов о творчестве того или иного писателя, каждый участник внимательно вчитывается в произведение и предлагает свою трактовку. Завязывается разговор, дискуссия, в процессе которой выявляются самые неожиданные художественные проблемы, которые сначала, при беглом прочтении, не были заметны. Начинается совместный творческий поиск.
С удовольствием посещаем мероприятия, которые организует молодежная литературно-философская студия «Алетейя» при музее-библиотеке им. Н. Ф. Федорова. Последний раз у них выступала д.ф.н. Т.А. Касаткина, рассказывала про двусоставный образ в творчестве Достоевского. Хочется поблагодарить Анастасию Гачеву, которая приглашает таких интересных лекторов. Не так давно и один из постоянных участников «Клуба прозаиков» – Андрей Тимофеев – стал вести свою литературную студию в рамках мастер-классов содружества «Даждь». Поздравляем Андрея и желаем успехов! Словом, всё развивается, появляются новые и новые проекты и творческие планы…

А можете вспомнить какой-нибудь интересный случай?

Вспомнить что-нибудь интересное… Пожалуйста. Историй сколько угодно: от загадочных до самых простых. После заседания Клуба мы не всегда можем сразу расстаться, хочется еще и еще поговорить, поделиться впечатлениями. И тогда мы отправляемся пить кофе в ближайший Макдоналдс. Благо, время уже ближе к полночи и народу там немного. Мы разговариваем о музыке, литературе и, конечно, о проблемах интегрального исчисления функций независимой переменной. А также о квантовой физике, баскетболе и романах Достоевского. Словом, обо всем на свете. В это время за окном тихо и сумрачно спит город. Чернеют зияния улиц. Тускло горят фонари. А в Макдоналдсе тем временем включают Второй концерт Рахманинова. Вы можете это представить?.. Я – с трудом. Стандартное место гиблой суеты, стерильные гамбургеры, убогость ширпотреба, московские улицы, серый туман, а среди всего, точнее, надо всем – звучит, мерно льется из репродуктора, великая музыка.
В апреле этого года нам предложили провести свой Клуб – ночью. Ситуация сложилась подходящая: в «Библио-ночь» все библиотеки работали до утра. Так мы собрались в одном из самых красивых старинных домов Москвы на Новослободской – в библиотеке искусств им. Боголюбова. Обсуждали свои новые рассказы, читали стихи, Даша пела новые песни под гитару. Но когда, около двенадцати, мы неосторожно заговорили про вурдалаков и про мистические сцены в русской литературе – как тут же, хотите верьте – хотите нет, погас свет, громко залаяли собаки, а в окно полезли призраки в зеленых валенках и колпаках. Вооруженные топорами самой последней европейской модели.

Не могли бы Вы привести примеры книг, которые были изданы? И как вообще сейчас молодой писатель может издать книгу, насколько это возможно и какие издательства идут навстречу, какие книги приветствуются?

Приведу примеры книг постоянных участников Клуба:
Проза: Софья Гуськова «Маленькая повесть об актрисе», Николай Двойник «Повесть об одиноком велосипедисте», Дмитрий Лукин «Коврово», «Весенний дуэт», Анастасия Чернова «Самолет пролетел» и др.

Поэзия: Борис Кутенков «Жили-боли», Александр Орлов «Московский кочевник», Лета Югай «Между водой и льдом» и др.

Главное – написать книгу. Тогда издатель обязательно найдется. У каждой книги своя судьба, свой путь к читателю. Общего для всех рецепта тут нет. Свою книгу «Самолет пролетел» я выпустила в издательстве «Вест-Консалтинг», которым руководит Евгений Степанов.
Из литературной критики назову прекрасную книгу Екатерины Ратниковой – «Стихотворение с большой буквы». Интересно, что сама Катя – талантливый поэт и ведет «Поэтическую гостиную» в Литературном институте. Однако в своей первой книге она выступает как литературный критик, анализирует тенденции современной литературы.

Расскажите, пожалуйста, про литературные конкурсы. Какими они бывают, когда проводятся…
Перечислю, какие были конкурсы, их итоги уже подведены.

1. Конкурс литературных произведений для детей имени Сергея Михалкова. (В связи с 80-летием Литературного института им. А.М. Горького и 100-летием его выпускника Сергея Михалкова).

2. Конкурс малой прозы и поэзии имени Ф.Н. Глинки, посвящённый победе русского народа в Отечественной войне 1812 года. (В связи с годом Российской истории)
3. Конкурс «Воинская слава России». (В связи с годом Российской истории)
4. Конкурс «Былое и думы», посвященный двухсотлетию А. Герцена.
5. Конкурс малой прозы им. А. Платонова.

Оргкомитет – Клуб писателей Литературного института, председатель жюри – Б. Н. Тарасов. Состав жюри у каждого конкурса – свой. Входят известные писатели, преподаватели Литинститута, специалисты по тематике конкурса. Произведения лауреатов и дипломантов печатают в журналах Клуба, а также публикуют на сайте Клуба писателей «Соты».

В настоящее время, при поддержке Андреевского благочиния Московской епархии, проводится конкурс, посвященный 400-летию дома Романовых «Дом Романовых – судьба России». Радостно, что уже сейчас на почту приходит очень много работ. Конкурс продлен до 1 января. Участвовать могут все желающие. По итогам будет издана книга, а победители в разных номинациях получат денежную премию в размере 10 000 рублей.
Подробнее о конкурсе можно почитать в группе:
http://vk.com/club58900101

Как называются журналы и сборники клуба? Что там публикуется, кроме прозы?

По итогам конкурса Платонова в декабре 2012 года вышел сборник «Молодые голоса». Это совместный издательский проект в рамках программы Российско-Баварского исследовательского Центра им.А.А.Зиновьева, руководитель и идейный вдохновитель М.Н.Попов, профессор кафедры зарубежной литературы Литинститута. В 2013 году в издательстве Литературного института вышла книга, посвященная 50-летию преподавательской деятельности в Литературном институте, выдающегося писателя и литературного критика Михаила Лобанова – «В шесть часов вечера каждый вторник». В эту книгу вошли и рассказы его учеников, многие из которых – постоянные участники Клуба.
Выпускники Литинститута и сами издают журналы и альманахи, с которыми мы активно сотрудничаем: журнал «Лампа и Дымоход» (гл. ред. Герман Арзуманов), альманах «Артбухта» (гл. ред. Екатерина Злобина).

Сколько примерно человек состоит в клубе? Многие ли решают уйти? Почему это происходит? (потому что закончили университет?) Чем потом занимаются те, кто ушел (если кто-то ушел), многие ли продолжают писать?

У нас нет такого понятия – как «состоит в Клубе». Мы не выдаем членских билетов или значков. Мы просто проводим раз в месяц мероприятия, на которые приглашаем всех желающих. Конечно, есть наиболее активные участники, которые не пропускают собраний Клуба. Они значительно влияют на ход обсуждения, его итоги, предлагают свою тематику. Прозаики Герман Арзуманов, Светлана Бондарева, Александр Евсюков, Артем Каратеев, Дмитрий Лукин, Ирина Митрофанова, Андрей Тимофеев, Кирилл Яблочкин – вот, пожалуй, люди, которые были с самого первого дня основания Клуба; не оставляют его и сейчас. Хочется упомянуть и нашего друга – оператора Алексея, который кропотливо и незаметно ведет съемку мероприятий. Также у нас есть друзья-поэты, друзья-художники и друзья-музыканты.

Чего Вы хотите в прогрессе, какое будущее хотели бы для клуба? А для себя? Сколько еще готовы руководить?

Сейчас у нас работает сайт, Интернет-журнал «Соты», который призван отражать культурно-просветительскую, творческую и издательскую деятельность Клуба писателей Литературного института, а также знакомить с лауреатами литературных конкурсов, проходящих при поддержке Литинститута. В будущем хотелось бы издать печатную версию журнала.
Также мы собираемся побывать в разных старинных городах России: Вологде, Тотьме, Рязани, Пошехонье, Сызрани и др. Познакомиться с местными писателями, провести там литературные вечера. Т.е. хотелось бы сотрудничать не только с литературными студиями Москвы.

Каких русских и зарубежных писателей Вы особенно любите и почему?

Уильям Фолкнер, Кнут Гамсун, Сигрид Унсет из зарубежных, а из русских – Федор Достоевский, Андрей Платонов, Василий Белов, Федор Тютчев, Михаил Лермонтов, Николай Гумилев, Николай Рубцов и Юрий Кузнецов.
Художественный мир всех этих писателей исполнен бытийной глубиной, имеет собственное неповторимое таинственное звучание.

Какое литературное направление Вам близко?

Реализм. Только если под реальностью понимать не одномерную действительность, точное отображение которой приводит лишь к убогому натурализму и сюжетному стереотипу, но всё богатство человеческого существования – историческую глубину веков, мир невидимый, возможность чуда. Очень важно помнить слова сербского святителя преподобного Иустина (Поповича): «Обширное земное поле засеяно семенем вечности». Что это значит? Любое жизненное явление имеет свои духовные корни; ничего не исчезает просто так, но мир видимый, привычный и даже более – повседневный, окружен таинственной дымкой ино-бытия. Задача писателя – это почувствовать и передать.

Как Вы считаете, какой должна быть современная литература, чего ей не хватает? (помимо невнятных книг типа кучи детективов и всякого бреда). Наверно, Вы понимаете, что я имею в виду.

В современной литературе определились две характерные тенденции, два типа художественного мира произведений. Причем, творчество как первого, так и второго типа – поддерживается и настойчиво пропагандируется, нет, не средствами массовой информации (мы говорим сейчас не о детективах и прочей «пиф-паф-убил», но о литературе, заявляющей себя как художественная), а в различных писательских кругах. На первый взгляд, эстетика этих произведений различна и даже противоположна, но при более внимательном изучении художественное основание, как ни странно, оказывается… единым.
Первый тип литературы – это «поучительный рассказ». Он сшит из разных жизненных ситуаций, тщательно отобранных, и красная нить морали аккуратно завершает сюжет крепким и бережным узелком. Вот типичная фабула такого рассказа: «Жил-был герой, было у него все скверно, а потом он пришел в храм, поставил свечку. И стало все хорошо». Разумеется, это общий пример: в подобную схему могут вкладываться самые разные перипетии и варианты развития.
Второй тип литературы – противоположен по своему содержанию первому. Герои просыпаются после пьяной ночи в одной кровати и только тут начинают знакомиться друг с другом: «Кто ты, как тебя зовут?» – характерное начало многих таких рассказов или романов. Им свойственно обилие неоправданных жестокостей, ругани, натуралистических описаний. Герои без конца «занимаются любовью», в перерывах пьют или убивают друг друга. Один ужас громоздится на другой, при этом действительность, что открывается читателю – не столько страшная, сколько унылая.
В чем же, спросите Вы, два этих совершенно разных литературных направления, могут быть схожи? Ведь в одном случае, автор сварливым тоном проповедует нравственные устои, а в другом – изощряется в эротических фантазиях, воспринимая растление как норму жизни. Да, и между такими разными мирами есть нечто очень и очень общее. Произведения многих современных авторов, не зависимо от их убеждений и целей, страдают одним и тем же: информативностью, совершенным отсутствием атмосферы, «оголенностью» слова, упрощенностью и стереотипностью мышления. Стереотипы повествования будут и в одном, и в другом направлении. Информативность – тоже. Сейчас писатель почти не изображает, а просто сообщает, пересказывает события. «N жила там-то, потом она закончила институт, потом вышла замуж. Родила ребенка. N была красивой и хорошей, а ее муж работал там-то. Потом появилась В. и стала ходить часто в гости, а муж…а она… а он». В результате, произведение лишается самого главного: художественного образа, неповторимой авторской интонации и настроения. Оно становится слишком пресным (не смотря на множественные «они занимались любовью») и безликим, хотя имя автора и будет внедряться в сознание читателя, и однообразно-унылым, хотя перечень поступков, совершенных героями, может быть очень внушительным. Но что от того, если они так и остаются в перечне, если нет изображения.

Нравится ли Вам какой-нибудь современный русский писатель? Если да, то опять же почему. Если нет, то почему современной литературы так мало?

С интересом читаю рассказы и романы Веры Галактионовой, ее книги «Слова на ветру опустевшего века…», «Крылатый дом» выделяются свежестью авторской интонации и своеобразием художественного слова. Проза Галактионовой очень музыкальна, наполнена цветом и звуками, отчего у читателя возникает ощущение «погружения» и сопричастности. Кроме того, автор постоянно ищет новые формы художественного выражения, не боится экспериментировать, что тоже очень важно.

Из числа молодых современных писателей мне нравится Дмитрий Вачедин, его книга «Снежные немцы». Автор проявляет большую чуткость к слову; в его произведениях есть исторический и философский подтекст, некоторая мистичность, которая мне тоже по душе.
Недавно открыла для себя роман Евгения Водолазкина «Лавр».
Почему мало современной литературы? Настоящей литературы да, конечно, не так много. Думаю, это связано с нашей исторической ситуацией. Вспомните события ХХ века. Самых лучших и талантливых людей целенаправленно уничтожали. На практике реализовывался лозунг: «незаменимых людей нет». Конечно, это сказывается и на состоянии всей культуры, и зияющие пустоты воспринимаются сегодня особенно остро.
При этом меня радуют некоторые изменения в нашей жизни, в образовании, мировоззрении и творчестве. Все эти положительные, с моей точки зрения, изменения проистекают из одного источника. Но говорить об этом пока не хотелось бы.

«Московские новости», Кристина Шперлик (9 июля, № 555), ведущей Клуба прозаиков Литературного института:

«Литературные клубы объединяют поэтов и писателей»
http://www.mn.ru/culture_literature/20130709/349713839.html

Читайте также: