3. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА I ПОЛОВИНА XIX

84. Основные этапы творчества А.С.Пушкина. Поэтическое творчество А.С.Пушкина. Лицейская поэзия.
85. Основные этапы творчества А.С.Пушкина. Поэтическое творчество А.С.Пушкина. Байроническая и вольнолюбивая поэзия.
86. Основные этапы творчества А.С.Пушкина. Поэтическое творчество А.С.Пушкина. Любовная лирика михайловского периода.
87. Основные этапы творчества А.С.Пушкина. Поэтическое творчество А.С.Пушкина. тема поэта, философские произведения, проблемы жизни и смерти.
88. Основные этапы творчества А.С.Пушкина. Поздняя поэзия: духовная лирика и каменноостровский цикл.
89. Эпическое творчество и проза А.С. Пушкина. Роль сказки в становлении лиро-эпоса Пушкина. Южные поэмы.
90. Эпическое творчество и проза А.С. Пушкина. Объективизация главного героя «Полтавы» и «Медного всадника». Трагикомические коллизии поэмы «Медный всадник».
91. Эпическое творчество и проза А.С. Пушкина. История создания и публикации романа «Евгений Онегин». Присутствие автобиографии и образа автора в произведении. Новаторство в изображении героя.
92. Эпическое творчество и проза А.С. Пушкина. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина как цикл». Эстетические достоинства повестей.
93. Эпическое творчество и проза А.С. Пушкина. «Пиковая дама» и тема игры и двоемирия в мировой литературе. Полифонизм образа графини. Наполеонизм, демонизм и мещанство образа Германа.
94. Эпическое творчество и проза А.С. Пушкина. «Капитанская дочка». Личностное и родовое в характерах Гринева и Пугачева.
95. Драматургия Пушкина. Роль А.С.Пушкина в историческом развитии русской литературы. История создания пьесы «Борис Годунов». Соотношение факта и вымысла в произведении. Пушкин о влиянии Шекспира и трагикомическом характере исторических пьес.
96. Драматургия Пушкина. Роль А.С.Пушкина в историческом развитии русской литературы. Болдинские пьесы Пушкина как цикл. Особенности осмысления человеческих страстей. Роль фантастики и гротеска в «Маленьких трагедиях».
97. Основные этапы творчества М.Ю.Лермонтова. Поэтическое наследие М.Ю.Лермонтова. Белинский о поэзии Лермонтова. Ипостаси лирического героя в ранней лирике и единство натуры (максимализм, идея избранничества и т.д.). Неоднозначная мотивировка демонизма.
98. Поэтическое наследие М.Ю.Лермонтова. Любовные циклы лермонтовской лирики; Сушковский цикл, Лопухинский цикл, Ивановский цикл.
99. Поэтическое наследие М.Ю.Лермонтова. Статья Белинского «Стихотворения Лермонтова».
100. Драматургия Лермонтова; роль писателя в становлении русской драматургии. Студенческая драма «Странный человек».
101. Драматургия Лермонтова; роль писателя в становлении русской драматургии. Пьеса «Люди и страсти». Философские проблемы драматургии. Пьеса «Испанцы» как интертекст.
102. Драматургия Лермонтова; роль писателя в становлении русской драматургии. Жанр пьесы «Маскарад».
103. Эпическое творчество М.Ю.Лермонтова. Начало психологизма в русской литературе. Лирическая поэма «Беглец». Природа. «Демон» и «Мцыри».
104. Эпическое творчество М.Ю.Лермонтова. Начало психологизма в русской литературе. «Герой нашего времени» – социально-психологический роман.
105. Эпическое творчество М.Ю.Лермонтова. Начало психологизма в русской литературе. Образ главного героя как итог размышлений Лермонтова. Типологические свойства Печорина.
106. Поэты пушкинской плеяды. «Золотой век» русской поэзии. Е.А. Баратынский и его творчество.
107. Поэты пушкинской плеяды. «Золотой век» русской поэзии. Творчество А.А. Дельвига. Жанровое своеобразие лирики: идиллии, песни, элегии.
108. Поэты пушкинской плеяды. «Золотой век» русской поэзии. Стихотворения П.А. Вяземского. Социальный критицизм и богоборчество в стихотворении «Русский бог».
109. Поэты пушкинской плеяды. «Золотой век» русской поэзии. Концепция поэта-дилетанта. А.В. Кольцов. Народность и песенность его поэзии.
110. Этапы творческого пути Н.В.Гоголя. Понятия «Духовный кризис» и «Гоголевский период».
111. Этапы творческого пути Н.В.Гоголя. Понятия «Духовный кризис» и «Гоголевский период». «Вечера на хуторе близ Диканьки» как романтический сборник. Воплощение народных идеалов в сборнике.
112. Особенности раннего романтизма Гоголя; «Миргород» и его место в творческой эволюции Гоголя.
113. Особенности раннего романтизма Гоголя; «Арабески» и «Петербургские повести».
114. Драматургия Гоголя; роль писателя в становлении русской драматургии. Место комедии «Женитьба» в творческом наследии Гоголя.
115. Драматургия Гоголя; роль писателя в становлении русской драматургии. «Ревизор» – комедия нового типа.
116. Драматургия Гоголя; роль писателя в становлении русской драматургии. Комедия «Игроки»: особенности авантюрного сюжета.
117. «Мертвые души»: замысел, особенности жанра. Система персонажей поэмы Н.В. Гоголя.
118. Мертвые души»: замысел, особенности жанра. Поместное дворянство в поэме «Мертвые души».
119. Мертвые души»: замысел, особенности жанра. Роль лирических отступлений в поэме «Мертвые души».
120. Мертвые души»: замысел, особенности жанра. Смысл и значение «Повести о капитане Копейкине».
121. «Выбранные места из переписки с друзьями Гоголя. Ряд «больных» вопросов русской жизни. Письмо Белинского к Гоголю.
122. Возникновение «натуральной школы» в русской литературы середины XIX века. «Физиология Петербурга» (1845) как художественный манифест натуральной школы.
123. Возникновение «натуральной школы» в русской литературы середины XIX века. Этнографизм очерка Д.В. Григоровича «Петербургские шарманщики».
124. В.Г.Белинский и другие авторы «Натуральной школы». А.И.Герцен как представитель «Натуральной школы».
125. В.Г.Белинский и другие авторы «Натуральной школы». В.И.Даль, Е.П.Гребенка, Д.В. Григорович как представители «Натуральной школы».
126. Переход к периоду критического реализма в русской литературе XIX века. Литературный процесс первой половины XIX века. Периодизация истории русской литературы.
127. Переход к периоду критического реализма в русской литературе XIX века. Литературные и общественные движения второй половины XIX века.
128. Литературный процесс второй половины XIX века. Публицистические и общественные движения. Русская публицистика XIX века. Два направления публицистики.
129. Жизнь и творчество И.А. Гончарова. Цикл очерков «Фрегат «Паллада»». Столкновение буржуазного и патриархального мироуклада.
130. Жизнь и творчество И.А. Гончарова. ). Талант Гончарова-критика: «Мильон терзаний» (1872) и «Заметки о личности Белинского» (1874).
131. Жизнь и творчество И.А. Гончарова. Роман И.А. Гончарова «Обыкновенная история». Пафос романа в развенчании прекраснодушного романтика.
132. Жизнь и творчество И.А. Гончарова. Роман «Обломов». Добролюбов о романе. Дружинин о романе. Полнота и сложность характера Обломова.
133. Жизнь и творчество И.А. Гончарова. Историко-философский смысл романа. Роман «Обрыв».
134. Жизнь творчество Н.А.Некрасова. Деятельность Некрасова-редактора. Гражданская поэзия.
135. Жизнь творчество Н.А.Некрасова. Поэма «Саша» (1855), черты рудинского типа.
136. Жизнь творчество Н.А.Некрасова. «Мороз, Красный нос». Идиллия «Крестьянские дети».
137. Жизнь творчество Н.А.Некрасова. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1863—1876). Присутствие балагурства, антихудожественного преувеличения и сгущения красок.
138. Критический реализм А.И. Герцена. Роман «Кто виноват?». Отражение эпохи в романе «Кто виноват?».
139. Критический реализм Н.Г.Чернышевского. Эстетические открытия.
140. Критический реализм Н.Г.Чернышевского. Творческая история романа «Что делать?». Жанровое своеобразие романа. Значение «Что делать?» в истории литературы и революционного движения.
141. Критический реализм С.Т.Аксакова. «История моего знакомства с Гоголем» (опубл. 1890). Очерк «Буран».
142. Критический реализм С.Т.Аксакова. «Семейная хроника» (1856) и «Детские годы Багрова-внука» (1858).

Написать эссе на тему:

1. Историческая основа трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». Неоднозначность истолкования Смутного времени и личности Бориса Годунова в трудах отечественных историков. Влияние «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина на формирование замысла писателя. Смысл посвящения.

2. Лирика А.С. Пушкина петербургского периода. Влияние идей Просвещения. Историко-философское звучание оды «Вольность». Идеал свободы и его воплощение в послании «К Чаадаеву». Тематика, гуманистический потенциал, социально-нравственные вопросы, структура стихотворения «Деревня».

3. Тема любви в ранней лирике М.Ю. Лермонтова. История создания, специфика трактовки взаимоотношений с женщиной, образ лирического героя в стихотворении «Нищий». Евангельские мотивы. Функции аллегории. Двухчастная структура произведения. Образ переживания в стихотворении «К*» («Я не унижусь пред тобой…»): контраст чувств любви и ненависти. Ангельское и порочное в облике адресата. Мотив утраченного времени. Роль оксюморонов.

4. «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя: история создания и публикации. Отзывы о произведении в литературных кругах. «Вечера» как цикл повестей т художественное произведение. Понятие цикла и циклообразующих факторов. Уровни циклизации в «Вечерах».

ЕЩЕ:

1. Время и история создания «Повестей Белкина». Состав, истоки сюжетов, циклообразующие факторы. Общее в тематике и поэтике повестей. Роль предисловия в раскрытии авторской идеи.

2. Произведения М.Ю. Лермонтова «Демон», «Мцыри», «Кавказский пленник», «Беглец» в историко-литературном контексте эпохи. Влияние романтической байронической традиции на замысел писателя. Отражение в поэме идей Ж.Ж. Руссо о «золотом веке». Связь произведения с южными поэмами А.С. Пушкина.

3. Полисемия заглавий М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и Н.В. Гоголя «Мертвые души». Отражение в заглавии темы и идеи произведения. Ироническое звучание названий романов. Общее и различное в идейно-тематическом комплексе сочинений Лермонтова и Гоголя.

4. Петербург в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект»: приемы изображения. Принцип замены частью целого, социальная и временная регламентация жизни Невского проспекта. Фантасмагоричность . Игра света и тени в пространстве города. Цветовые доминанты. Изображение Невского проспекта в начале и в финале произведения6 общее и различное в его авторской оценке.

5. Творческая история и истоки сюжета комедии «Ревизор». Развитие замысла в контексте журнальной полемики 1830-х годов. Влияние традиций Д.И. Фонвизина и А.С. Грибоедова на произведения Н.В. Гоголя.

6. Произведения М.Ю. Лермонтова «Демон», «Мцыри», «Кавказский пленник», «Беглец» в историко-литературном контексте эпохи. Влияние романтической байронической традиции на замысел писателя. Отражение в поэме идей Ж.Ж. Руссо о «золотом веке». Связь произведения с южными поэмами А.С. Пушкина.

7. Тема любви в ранней лирике М.Ю. Лермонтова. История создания, специфика трактовки взаимоотношений с женщиной, образ лирического героя в стихотворении «Нищий». Евангельские мотивы. Функции аллегории. Двухчастная структура произведения. Образ переживания в стихотворении «К*» («Я не унижусь пред тобой…»): контраст чувств любви и ненависти. Ангельское и порочное в облике адресата. Мотив утраченного времени. Роль оксюморонов.

8. Петербург в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект»: приемы изображения. Принцип замены частью целого, социальная и временная регламентация жизни Невского проспекта. Фантасмагоричность. Игра света и тени в пространстве города. Цветовые доминанты. Изображение Невского проспекта в начале и в финале произведения: общее и различное в его авторской оценке.

9. Творческая история и истоки сюжета комедии «Ревизор». Развитие замысла в контексте журнальной полемики 1830-х годов роли драматургических жанров. Влияние традиций Д.И. Фонвизина и А.С. Грибоедова на произведение Н.В. Гоголя.

10. Историческая основа трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». Неоднозначность в истолковании Смутного времени и личности Бориса Годунова в трудах отечественных историков. Влияние «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина на формирование замысла писателя. Смысл посвящения.

11. Лирика А.С. Пушкина петербургского периода. Влияние идей Просвещения. Историко-философское звучание оды «Вольность». Идеал свободы и его воплощение в послании «К Чаадаеву». Тематика, гуманистический потенциал, социально-нравственные вопросы, структура стихотворения «Деревня».

12. Полисемия заглавий романов М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и Н.В. Гоголя «Мертвые души». Отражение в заглавии темы и идеи произведения. Ироническое звучание названий романов. Общее и различное в идейно-тематическом комплексе сочинений Лермонтова и Гоголя.

13. «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя: история создания и публикации. Отзывы о произведении в литературных кругах. «Вечера» как цикл повестей и художественное произведение. Понятие цикла и циклообразующих факторов. Уровни циклизации в «Вечерах».

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ 

  • Выпишите из статьи В.Г.Белинского «Сочинения Александра Пушкина» высказывания о Батюшкове.
  • Выпишите из статьи В.Г.Белинского «Сочинения Александра Пушкина» высказывания о Жуковском.

Читайте также: