2. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

 Русская литература XVIII века
49. М.В. Ломоносов – основатель русской силлабо-тонической системы. Творчество М.В. Ломоносова (1711-1765). Предисловие к собранию сочинений «О пользе книг церковных в российском языке», теория » трех штилей».
50. М.В. Ломоносов – основатель русской силлабо-тонической системы. «Ода на день восшествия не престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года».
51. М .В. Ломоносов – основатель русской силлабо-тонической системы. «Вечернее размышление», «Случались вместе два астронома в пиру…». «Послушайте, прошу»….
52. М В. Ломоносов – основатель русской силлабо-тонической системы. Художественный мир духовной поэзии Ломоносова. (переложение псалма 143, псалма 14, «Размышление о Божьем величии»).
53. Творчество А.П. Сумарокова. Собственный жанр — любовные песни. Полемика между Ломоносовым и Сумароковым.
54. Творчество А.П. Сумарокова. Стихотворные трагедии: «Хорев» (1747), «Гамлет» (1748), «Синав и Трувор» (1750) и трагедии «Дмитрий Самозванец» (1771), «Мстислав» (1774).
55. Творчество А.П. Сумарокова. Журнал «Трудолюбивая пчела». Басни. Комедии («Рогоносец по воображению», «Вздорщица», 1772)
56. И. С. Барко?в — Печатная поэзия: «Житие князя А. Д. Кантемира», приложенное к изданию его «Сатир», ода «На всерадостный день рождения» Петра III, «Сокращение универсальной истории Гольберга».
57. Литературный процесс 1760-90 годов. Журналистика. Николай Иванович Новиков (1744-1818). Журналы Новикова. Русские масоны.
58. Литература 1760 первой половины 1770-х годов. Сатирическая журналистика. 1769: «И то и се» М.Д. Чулкова; «Не то ни се в прозе и стихах» В.Г.Рубана; «Адская почта, или Переписка хромого беса с кривым» Ф. А. Эмина; «Поденщина». Полемика
59. Литература 1760 первой половины 1770-х годов. Писатель на троне, Екатерина II Журнал «Всякая всячина».
60. Литература 1760 первой половины 1770-х годов. Сентиментализм. Николай Михайлович Карамзин и «русский сентиментализм».»Московский журнал»: «Письма русского путешественника» и повести, «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь».
61. Д.И.Фонвизин и особенности русского драматургического классицизма Комедия «Бригадир».
62. Д.И.Фонвизин и особенности русского драматургического классицизма: поездка по Франции и Германии. «Записки первого путешествия», из писем П. И. Панину.
63. Д.И.Фонвизин и особенности русского драматургического классицизма: Комедия «Недоросль».
64. Поэзия Г.Р.Державина. Трансформация поэтики классицистической оды. Цикл од о Фелице.
65. Поэзия Г.Р.Державина. бытовая поэзия, анакреонтика, персональная поэзия.
66. Сентиментализм А.И. Радищева. Ода «Вольность» как первое произведение русской революционной поэзии.
67. Сентиментализм А.И. Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву»: история создания, проблематика, жанр, поэтика, художественный метод.
68. Романтизм К.Ф.Рылеева. Цикл «Думы». Думы.
69. Романтизм К.Ф.Рылеева. Поэма «Войнаровский», «Наливайко», «Мазепа», «Палей».
70. Черты реализма в творчестве баснописцев И.А. Крылова и И.И.Дмитриева. Жанровое своеобразие басен Крылова. Сатира и юмор в баснях. Практический реализм басен Крылова.
71. Черты реализма в творчестве баснописцев И.А. Крылова и И.И.Дмитриева. Историческое значение сатиры Дмитриева. Анализ произведений.
72. Языковая реформа Н.М. Карамзина. «Карамзинисты» и «Шишковисты». Статьи Карамзина о культуре языка. Историческое разрешение спора «карамзинистов» и «шишковистов».
73. Роль литературы XVIII века в развитии литературного процесса XIX века. Формирование литературных направлений.
74. Литературный процесс начала XIX века. Журналы и литературные объединения. Создание литературного общества «Арзамас».
75. В. А Жуковский. Его роль в становлении русского романтизма, творческий метод. Жанр поэмы («Суд божий», «Шильонский узник»).
76. В. А Жуковский. Его роль в становлении русского романтизма, творческий метод. Жанры элегии («Сельское кладбище», «Вечер», «Певец»).
77. В. А Жуковский. Его роль в становлении русского романтизма, творческий метод. Жанр баллады («Ивиковы журавли», «Людмила», «Светлана», «Эолова арфа»).
78. К.Н. Батюшков; его роль в становлении русского романтизма, творческий метод. Раннее творчество. «Мечта» как эстетический манифест.
79. К.Н. Батюшков; его роль в становлении русского романтизма, творческий метод. «Видения на берегах Леты» и арзамасское наречие.
80. К.Н. Батюшков; его роль в становлении русского романтизма, творческий метод. Поэтика «южных» элегий («Умирающий Тасс», «Таврида»). «Мои пенаты».
81. Русская драматургия в I половине XIX века; творчество А.С. Грибоедова. «Горе от ума» – выдающееся произведение русского реализма первой четверти XIX в..
82. Русская драматургия в I половине XIX века; творчество А.С. Грибоедова. «Горе от ума» — Любовный и социальный конфликт комедии. Чацкий и фамусовское общество: идейно-философское содержание противостояния.
83. Русская драматургия в I половине XIX века; творчество А.С. Грибоедова. «Горе от ума» «Московский текст» пьесы. Язык и стиль комедии. Драматургическое новаторство пьесы.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 

  • Русская литература XVIII века М.В. Ломоносов – основатель русской силлабо-тонической системы.
  • Светская литература: А.П. Сумароков, И.С. Барков. Русский национальный театр.
  • Литературный процесс 1760-90 годов. Формирование журналистики
  • Д.И.Фонвизин и особенности русского драматургического классицизма.
  • Поэзия Г.Р.Державина
  • Сентиментализм А.И. Радищева. Гражданский романтизм К.Ф. Рылеева.
  • Черты реализма в творчестве баснописцев И.А. Крылова и И.И.Дмитриева
  • Языковая реформа Н.М. Карамзина. «Карамзинисты» и «Шишковисты».
  • Роль литературы XVIII века в развитии литературного процесса XIX века.
  • Литературный процесс начала XIX века. Журналы и литературные объединения.
  • К.Н. Батюшков и В. А Жуковский; их роль в становлении русского романтизма, творческий метод.
  • Русская драматургия в I половине XIX века; творчество А.С. Грибоедова.

КОЛЛОКВИУМ 

Светская литература: А.П. Сумароков, И.С. Барков. Трагедия «Дмитрий самозванец», комедии «Вздорщица» и «Рогоносец по воображению».

1. А.П.Сумароков – теоретик русского классицизма. «Наставление хотящим быть писателями» Сумарокова.

2. Лирика Сумарокова. Анализ произведений и общая характеристика.

3. Сумароков – основоположник русской национальной драматургии. Классицистическая трагедия Сумарокова. Трагедия «Дмитрий самозванец». «Это злободневно, как свежая газета», (А.С,Пушкин).

4. Отношение автора к Дмитрию Самозванцу. (Подтвердить цитатами).

5. Комедии Сумарокова «Вздорщица» и «Рогоносец по воображению». Черты национальной и заимствованной комедии.

6. Журналистская деятельность. Журнал «Трудолюбивая пчела» Сумарокова.

Поэзия Г.Р.Державина: ода «К Фелице», бытовая поэзия, анакреонтика, персональная поэзия.

Новаторство Державина в оде «Фелица»:
а) новое понимание человека в «Фелице» и обусловленные этим социальные и нравственные идеалы, критерий оценки человека;
б) новизна в образе автора и в изображении одической героини;
в) появление в оде сатирического образа и изменение жанровой формы оды. Новаторство в стиле «Фелицы» («забавный русский слог» Державина);
г) художественная структура образа Мурзы.

Поэтическая бытопись в поэзии Державина («Приглашение к обеду», «Осень во время осады Очакова», «Евгению. Жизнь званская» и др.). Изображение быта и природы, мастерство «словесной живописи», конкретность поэтического видения мира, философский и нравственный смысл эпикурейских мотивов у Державина.
Стихотворения, посвященные современникам (персоналиям): Мещерскому, Суворову. Стихотворения о роли поэта и поэзии в общественном, философском и придворном укладе.
Ода «Бог». История существования, содержание, основной смысл.

 

М.В. Ломоносов: художественный мир духовной поэзии Ломоносова (переложение псалма 143, псалма 14, «Размышление о Божьем величии»).

Сравните тексты переложений «Псалма 143» Ломоносова, Тредиаковского и Сумарокова. Найдите критические мнения об этих переводах. (Художественное чтение псалмов).
Прочитайте вслух и проанализируйте «Переложение Псалма 14».
Выявите в Псалмах Ломоносова элементы ораторских приемов.
«Размышление о Божьем величии…» как «первый памятник русской философской поэзии» (Л.В.Пумпянский). назовите основные философские термины из данного произведения.
Назовите «мятежные вопросы» духовной поэзии Ломоносова.
Фронтальный опрос по «Оде на день восшествия на престол…».
Просветительские идеи в жанре оды М.Ломоносова.
Научная поэзия Ломоносова.
Образ Петра как образ идеального монарха.

 

Д.И.Фонвизин. Анализ комедий «Бригадир» и «Недоросль». «Письма первого путешествия».

Определите основные жанрообразующие признаки комедии. Почему комедии Д.И.Фонвизина выходят за рамки жанрового признака?
Проследите развитие сюжетных линий в комедии «Бригадир».
Проследите развитие сюжетных линий в комедии «Недоросль». Кто из героев является двигателем сюжета? Какая линия является ведущей? Как эта линия реализует основную мысль произведения?
Напишите и защитите статью: «Новаторство Фонвизина в комедиях «Бригадир» и «Недоросль».
Прочитайте и перескажите статью П.А.Вяземского «О Сумарокове. Фон-Визин. Стихотворения Карамзина» из книги «Эстетика и литературная критика».
Расскажите про основные сюжетные линии «Писем первого путешествия» Фонвизина.

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ 

 

  • Расскажите письменно про основные сюжетные линии путевой журналистики «Писем первого путешествия» Фонвизина
  • Журналистская деятельность. Журнал «Трудолюбивая пчела» Сумарокова. Опишите приемы организации деятельности журнала тезисно.
  • Сентиментализм А.И. Радищева. Анализ глав «Путешествия из Петербурга в Москву». Романтическая поэма: «Войнаровский»К. Рылеева
  • Составьте карту-схему продвижения героя-путешественника «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева. Расскажите о соотношении реального и художественного времени и пространства произведения. Чем отличаются хронотопы автора и Путешественника?
    Найдите примеры сопоставления речи автора и речи героев. В чем стилистическое различие?
    Прокомментируйте наиболее актуальные главы произведения.
    События в структуре поэмы «Войнаровский» и традиционная эпическая основа жанра в предшествующий период (русская поэма XVIII века).
    Состав и композиция поэмы.
    Значение «жизнеописаний» Войнаровского и Мазепы для понимания принципов художественного историзма Рылеева. Спор Истории и Поэзии в «Войнаровском».
    Принципы создания характера главного героя («биография», монолог и диалог в поэме, описания природы и душевное состояние Войнаровского).
    Образ Мазепы. Специфика романтического конфликта в «Войнаровском». Этнографические описания, их роль. Своеобразие авторского «присутствия» в поэме. Соотнесенность судеб героя и автора.

Читайте также: