РОССИЯ ДЕРЖИТСЯ НА УЛЬЯНЦЕВЫХ
О новом романе Константина Алексеева «Чужой»
Еще тридцать лет назад, делая первые шаги в литературе, Константин Алексеев снискал славу «неполиткорректного» автора. Он не просто не обходил острых, неоднозначных тем, а наоборот заострял на них внимание читателя. Этот принцип прослеживается и в его ранних рассказах и повестях, и в последующих произведениях, когда он перешел от военной прозы к прозе социальной.
Не стал исключением и роман «Чужой», вышедший в свет в начале нынешнего 2024 года. Перед нами не просто драма отдельного человека, но и попытка через его судьбу задуматься о том, что произошло с нами и страной за минувшие сорок лет.
В романе со знанием дела описаны многие срезы советского и постсоветского общества. Без прикрас показана каста «элиты» времен СССР, дети тогдашних партийных шишек и прочих небожителей: писателей, артистов, катающихся как сыр в масле, но тем не менее ненавидящих и презирающих и страну, и народ за счет которого они живут и жируют. Показаны нравы этих «мажористых» подростков, сравнимые с царившими в Содоме и Гоморре. Впоследствии эти выросшие дети будут появляться на страницах книги уже в девяностые, двухтысячные и в сегодняшние дни. Но уже не школьниками с их радикальной подростковой мизантропией, а заматеревшими лютыми русофобами. Как ранее их родители из элитных кругов СССР, в одночасье предавшие давшую им все советскую власть, так и их потомки, уже взрослыми и известным, точно также станут проклинать Россию и желать ей гибели. В образах поэтессы Канторовской, певца Шмуля, пастыря-обновленца Капустина, тележурналиста Неврозова, режиссеров Аптекаря и Трусавина без труда угадываются известные медийные личности.
Им в противовес показаны другие люди – священник Крутилин, худрук театра Телегина Кутепов, известная актриса Жигулина, боевой репортер Пулкова. Практически все они из простонародья, никогда не имевшие особого достатка блата. Но именно в них обнаруживается бескорыстная любовь к Родине, жертвенность ради ближнего. В том числе и ради главного героя романа, актера Сергея Вознесенского.
Среди них и главный антагонист Нэсса (так прозвали Вознесенского друзья) Ульянцев. Талантливый писатель и драматург, чьи книги распродаются большими тиражами, а пьесы идут во многих театрах. Вот только при таком успехе он не стремится к известности, а наоборот, скрывается под псевдонимом, не появляется на премьерах и презентациях. И к своим успехам в творческом плане относится небрежно, считая все это обычным увлечением вроде охоты и рыбалки. Главное же дело его жизни – служение Родине. Ульянцев – офицер в спецподразделении ФСБ. Судя тексту это или «Альфа» или «Вымпел», так как в романе упоминается, что он участвовал в освобождении заложников в «Норд-осте» и Беслане. Спецназовец по-своему пытается спасти, наставить на правильный путь и Вознесенского. Пусть и не совсем удачно, но в этом вина не Ульянцева, а самого Нэсса.
Главного героя «Чужого» изначально нельзя однозначно назвать положительным или отрицательным. Он вроде бы любит свою страну и даже власть, но постоянно хочет, чтобы они дали ему большего. И потом, придя в Церковь, Нэсс жаждет не встречи со Спасителем, а определенной выгоды для себя, по принципу «баш на баш». В частности получить роль в театре, о которой давно мечтал и понравившуюся девушку в жены. При том, совершенно не думая о том, любит ли та его и хочет ли за него замуж. Весь этот настрой в конце концов и приводит Вознесенского сначала к обиде на Бога, а затем и к духовной гибели.
В романе через судьбу отдельного человека показана и история России последних сорока лет. Показана и изнанка творческой тусовки, когда экранные герои в жизни оказываются мелкими самовлюбленными ничтожествами, умеющими лишь одно – изобразить тот или иной персонаж, по по сути бесконечно проживать чужие жизни, пустив на самотек собственную.
Все персонажи романа далеко не однозначны, не показаны исключительно в белом или черном цвете. И даже самые отрицательные личности описаны без ненависти к ним самим. С едкой иронией и даже презрением, но без злобы в душе. Автор даже дает шанс некоторым героям осознать свое падение, свои грехи. Как священнику-расстриге, школьному приятелю Вознесенского. Бывший пастырь признается Нэссу, что потратил свою жизнь совершенно не на то. «В этой жизни не свободу надо искать, а любовь. Она, поверь, больше любой свободы» – говорит он перед расставанием главному герою.
Но тот, увы, за все прожитые годы, в том числе и те, что провел в Церкви, так и не смог научиться любить никого, кроме самого себя. Даже избранницу, с которой хочет связать судьбу Вознесенский больше рассматривает как выгодную партию, с которой в паре он будет изысканно смотреться и привлечет к своей персоне еще больше внимания. А пытаясь завоевать ее расположение, не находит ничего умнее, как пытаться очернить в ее глазах Ульянцева, к которому тайно ревнует девушку, обвинив боевого офицера в эгоизме и излишних амбициях. За что в ответ получает гневную и справедливую отповедь: «Ты берега не попутал?..У кого, у Коли амбиции?! Да если бы их хоть немного имелось, он давно бы почивал на лаврах, а не скрывался под псевдонимом!.. Коля как раз о себе в последнюю очередь думает. Потому и не уходит, хотя пенсию давным-давно выслужил… Постоянно мотается туда, где стреляют. Чтобы та мразь, которую он давит, больше никого не убила!.. Такие, как он, − это люди особой породы. Да, их порой сложно понять, характер, как правило, у них еще тот. Но мы живы именно благодаря им. Я даже не побоюсь сказать, что наша Россия держится на таких вот Ульянцевых!»
Итог сюжета закономерен. В который раз чудом оставшись в живых, Нэсс фактически погибает морально. Когда, разминувшись со смертью в зоне СВО, он возвращается в Москву его хватает лишь на то, чтобы втихую уйти от прежних либеральных покровителей. И то, потому что те сами уже собрались списать некогда известного актера за ненадобностью. Попросить же прощения у тех, кого предал, пойти покаяться к старому другу-священнику – на это у Вознесенского попросту нет решимости. Он даже не пытается хоть как-то заново наладить свою жизнь, а в который раз, ждет что появится кто-то и решит его проблемы. А не дождавшись, ставит на себе крест, доживая свои дни в запойном одиночестве.
В романе «Чужой» Алексеев как бы провел черту, между прежним миром, существовавшим до начала специальной военной операции, и нынешним. Где на сегодняшнем отрезке истории Вознесенские закономерно уходят со сцены. Наступает время Ульянцевых. Дай Бог им выстоять и победить.
Леонид Нефедов. Публицист. Санкт-Петербург.