О РУССКОЙ ТОТЬМЕ, ПРИЧУДЛИВО УКРАШЕННОЙ

Подведены итоги XIX открытого конкурса Издательского Совета Русской Православной Церкви «Просвещение через книгу». В номинации «Лучшее справочное и краеведческое издание» призовым местом отмечен альбом-путеводитель «По следам тотемского барокко», выпущенный вологодским издательством «Древности Севера». Авторы книги-призёра — краевед Александр Кузнецов и директор МБУК «Тотемское музейное объединение» Алексей Новосёлов.

Нынешнее издание альбома «По следам тотемского барокко» — третье. Переиздание осуществляется, потому что книга востребована и популярна у жителей и гостей города Тотьмы. А если вспомнить историю, то самое первое издание состоялось, благодаря грантовому конкурсу «Православная инициатива» и личной поддержке тогдашнего митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия. В рамках одноимённого книге проекта состоялись четыре экспедиции тотемских школьников по храмам в стиле «тотемского барокко». Причём юные краеведы изучали историю зданий «советского периода», опрашивая местных жителей. А юные художники зарисовывали орнаменты картушей с храмовых стен.

Новое издание альбома переработанное и дополненное свежей информацией, в том числе сюда включены сведения о вновь найденных памятниках архитектуры «тотемского стиля».

Третий альбом-путеводитель вышел уже после безвременной кончины одного из авторов книги – историка, писателя, краеведа, педагога Александра Васильевича Кузнецова. Художественно-документальный портрет этого человека даёт в заключительной статье книги соавтор Алексей Новосёлов. Перед нами предстаёт человек неординарный, обладающий глубокими познаниями о родном вологодском крае, всю жизнь служивший «делу, а не людям». В статье Алексей Новосёлов касается и темы сбора материала для книги. Книга вызревала в совместных поездках в разные уголки тотемского края, в путешествиях в северные области нашей страны, в кропотливой работе с рукописями, картами и книгами в библиотеках, в общении с коллегами на ежегодной конференции в Тотьме «Русский Север».

Принципиальная новизна книги ещё и в том, что авторы при освоении материала использовали не только изданные ранее документальные источники краеведения вологодского края. Но и знакомились с современным видением по этому вопросу блогеров. В тексте есть ссылка на блогера Дениса Спирина.
Некоторая экспрессивность и эмоциональность текста достигается тем обстоятельством, что концепция книги и более узкие вопросы обсуждались порой авторами в переписке по почте и в смс-посланиях, — по признанию Алексея Новоселова.

Композиция книги интересна. Она чётко выстроена, глобально проработаны версии происхождения «тотемского барокко», его связь с похожей архитектурой Великого Устюга, Ярославской областью и Иркутском. Но подача материала идёт через роль личности.

Большую роль в выявлении культурного кода города Тотьмы сыграл в конце 80-х, в 90-х гг. местный житель, краевед Станислав Зайцев. Именно он в своих статьях популяризировал понятие «кАртуши». Это архитектурные украшения на внешних стенах церквей, неотделимые от основной кладки. Напоминают они виньетки в книгах или оформление вензеля. Внутри картуша часто помещались более мелкие узоры – цветы, лепестки, звёзды, раковины.

Станислав Зайцев предлагал фантастические гипотезы возникновения картушей. Он связывал образцы тотемского барокко с морскими путешествиями местных жителей.

«Примеры отражения эпохи географических открытий в архитектуре – испанский стиль «платереск», памятники которого простроены на Колумбовом золоте, и португальский стиль «мануэлино», ставят тотемский стиль барокко на уровень мировых явлений культуры. Если «суммировать и интегрировать», то становится очевидным: тотемское барокко есть каменная летопись русского открытия Америки или – русско-американское барокко», -отмечал краевед. В причудливых изгибах картушей Зайцев находил образы и смыслы, отсылающие к тотемскому мореходству.

Издание богато иллюстрировано историческими фотографиями из фондов Тотемского объединённого музея и современными снимками. Представлены 32 разновидности картушей из различных церквей. Эпоха расцвета этих архитектурных украшений приходилась на середину XVIII века. Разбогатевшие и повидавшие мир тотемские купцы были заказчиками церквей архитектуры «тотемского барокко». Исполнителей иногда выбирали из простого сословия – талантливых крестьян — самородков, способных ещё на этапе подготовки сырья и обжига кирпича придумать замысловатое узорчатое очертание картушей для церквей.

Авторский стиль изложения подтверждается и изобретёнными авторами неологизмами. Словом «окологородье» обозначаются примыкающие к Тотьме сёла и деревни.
В альбоме дана карта Тотьмы и «окологородья» с изображёнными в цветовом решении метками храмов «тотемского барокко». Зелёный цвет означает хорошее состояние храма. Синий – «сохранность храма серьёзно нарушена, требуются противоаварийные и консервационные работы». Красный – «храм представляет собой руины». Чёрный – «храм утрачен».

Ещё 24 главы повествуют о каждом храме отдельно. Текст дополняют фотографии прошлого и современности, архивные материалы. Предваряет тематические главы раздел с популярной справочной информацией: как доехать, состояние, безопасность, что посмотреть в окрестностях. Особую ценность для потенциальных туристов представляет надёжность изложенных рекомендаций. Так как авторы сами проложили и прошли пути-дороги к храмам и дают практические советы. Интересны фотографии из личного архива авторов, особенно ещё сохранившейся фрагментарно фресковой живописи из полуразрушенных на сегодня храмов.

Содержание книги опирается и на собственные исторические, краеведческие изыскания, и на фундамент научной мысли, полученный по этому вопросу ранее. Многочисленные ссылки на труды Луначарского, Григорова, Тельтевского, Зайцева и других ученых, писателей и краеведов – тому подтверждение.

Книга становится исследованием не только о картушах, но и воссоздает древний и современный облик города Тотьмы, как торгового, морского и культурного центра. А также в альбоме затрагиваются социальный и общественный аспекты жизни. Очень ярко рассказывается об участии тотьмичей в конкурсе «Россия 10», инициированным ВГТРК и Русским географическим обществом.

Нынешний альбом-путеводитель «По следам тотемского барокко» несомненно будет востребован и узкими специалистами, и массовым читателем, которым не безразлична история и культура нашей Родины, явленная в небольших, но самобытных уголках необъятной России.

Церковь Входа Господня в Иерусалим в Тотьме

 

Читайте также: