МАРК ШУБ: Не время всадников
Художник Марк Шуб рассуждает об историческом значении Первой мировой войны
«Тот мир, который был до 1914 года, исчез»
– Сюжеты Ваших картин связаны с военно-исторической тематикой. Что для Вас Первая мировая война?
– Первая мировая война – это время перелома в истории России, Европы, во всем мире. Еще меня очень интересуют отношения России и Германии. Их постоянная связь прослеживается в течение веков.
– А в чем выражается этот перелом истории?
– Первая мировая война переломила христианскую мораль, которая складывалась в течение многих веков, определенные нормы поведения, охватывающие все общество. Я читал воспоминания полицмейстера А.Ф. Кошко «Очерки уголовного мира царской России». Да, описаны страшные преступления. Да, и тогда все было: убийства, воровство… Но тем не менее преступники не занимали почетного положения. Тот мир, который был до 1914 года, исчез. Не совсем, конечно. Ведь оставалась еще белая эмиграция, оставались люди, которые берегли традицию. Тем не менее христианская мораль ушла.
– Бытует мнение, что советские люди, несмотря на атеистическое воспитание, были нравственными, жили в соответствии с христианскими нормами…
– Это невозможно. Священники, верующие люди просто преследовались. Кто такой безбожник? Человек, убежденный в том, что у него нет души. Какая душа может быть у атеиста, правда? Следовательно, он может делать все, что угодно. У него нет понятия высшего суда, он ни перед кем не отвечает… Не говорю, что советский человек должен быть негодяем, ни в коем случае. Но это не христианская мораль. Можно быть порядочным человеком, но не христианином.
– Но почему перелом происходит именно в 1914 году? Ведь раньше тоже было немало страшных войн…
– Да. До Первой мировой войны сражения тоже были очень кровавые. В чем коренное отличие Первой мировой? Оказалось, что прежние воинские качества не имеют никакого значения. Превосходные всадники гибли от пулеметного огня. Они не могли использовать свои навыки, умения. Гибли от бомб, от газа. Сражение становилось мясорубкой, в которой все перемалывалось. Раньше, например, в Отечественной войне 1812 года, прекрасный воин во время атаки и наступления имел больше шансов выжить. Теперь простреливался квадратный километр, и все живое погибало, независимо от обстоятельств. Это хорошо описано у Ремарка. И у нас в некоторых книгах.
– А в каких?
– Например, в воспоминаниях поручика С. Мамонтова «Походы и кони». Сергей Мамонтов попал на фронт в 1917 году девятнадцатилетним юношей. Вместе с братом он сражался в Добровольческой армии 2-ой Конной батареи до эвакуации Русской Армии из Крыма. Воспоминания написаны на основе дневника, который он вел в тот период. Превосходно пишет Антон Иванович Деникин. Его автобиографическая книга «Путь русского офицера» – одна из лучших. Вспоминается мне и «Хождение по мукам» А.Н. Толстого. Да, постепенно это произведение становилось идеологическим. Но вначале, до того как произошел идеологический поворот, Толстой очень правдиво описывал сцены Первой мировой войны, прозрения и судьбы людей.
Об авторе: Марк Шуб – скульптор, график. Родился в Москве, закончил Московское художественное училище памяти 1905 года. Член Творческого союза художников России, член Творческого объединения российских немцев. Работы – пластика малых форм, станковая скульптура, графика, иллюстрации.
Анастасия Чернова
Опубликовано в газете «Православная Москва«