ЛАЗАРЕТ: АРХЕТИПЫ
Актуальность
Война идёт всегда. Люди гибнут всегда. Сражение за правду, за истину, за жизнь идёт всегда. Невозможно художнику не откликнуться на боль войны. И на идею спасения.
Спасение Мiра от чумы, зла, ненависти, мести, извращений, подлогов, лжи — это одно. Один конец коромысла. На другом конце — спасение жизни.
Драгоценнее жизни нет ничего. Быть может, только вера.
Жизнь есть любовь. А любовь есть Бог.
«Лазарет» — актуальная книга. Речь в ней идёт о войне и о спасении.
Люди сражаются за истину и жизнь, их ранят, убивают, они умирают, и, чтобы оставить их в живых, их лечат хирурги и медсёстры. Сёстры милосердия.
Это книга о милосердии. Сквозь ужас войны прорастает оно, как высшая на войне награда. Как её высочайший орден.
Наши враги пытают пленных и измываются над ними, а мы наших пленных кормим-поим, лечим, разговоры с ними ведём. О жизни и истине. Это значит, о Боге.
Вечность
Тело. Сердце. Душа. Дух.
Это такая вечная лестница. Вверх, наверх. В небеса.
Герои «Лазарета» по этой лестнице поднимаются.
У обоих героев книги есть знаменитые прототипы. Алексей наследует святителя Луку (Войно-Ясенецкого), Николай — хирурга Николая Михайловича Амосова. Эти русские врачи легендарны. Они работали с телом, а лечили на самом деле дух.
Дух — да, это Дух Святой, Параклет Утешитель. Он управляет всем сущим. Работа Духа определяет вектор жизни, судьбы.
Это книга о вечных материях; с вечностью человек чаще всего соприкасается внутри экстрима, внутри острого и болезненного действия, внутри трагедии. А движется он к радости. От тела и его страданий — к чистой радости неба. «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец всего».
Любовь
«Лазарет» — книга о любви.
Понятно, что прежде всего о любви человека к людям.
Сёстры милосердия, наши медсестрички на войне не вынесли бы всю войну, всех солдат с поля боя на своих плечах, если бы не любовь.
Любой хирург, оперируя человека, держит где угодно: в мыслях, в сердце, в душе, за кадром действия — любовь. В кадре — распаханная скальпелем грудная клетка или брюшина, а вверху, над головой, — любовь. Без любви не совершается ни одно крупное, важное человеческое деяние.
Любовь — то, что объединяет. Любовь — то, что делает. Можно много говорить, но лучше всего сделать.
Дело писателя — слово. Я с любовью делала эту книгу.
А любовь человека к человеку там тоже есть. Ну куда мы без неё.
Время
Есть одна сюжетная загадка, которая совершается в «Лазарете».
Один из главных героев там работает не только с раненым телом человека на лазаретном операционном столе, но и с Временем.
Мы толком не знаем, что такое Время. Догадок много. А точного определения нет.
Этот герой, Алексей, в некотором роде пророк.
Эка, скажете вы, пророк, вон куда хватил автор. Много ли среди нас пророков? Может быть, все они немного сумасшедшие?
Пусть так. Художник, пророк, юродивый — звенья одной цепи, явления одного порядка. Врач тоже художник. Он наново лепит жизнь. А значит, он и пророк. Вон Нострадамий, он же тоже был пророком. И, кстати, врачом. И Алексею не возбраняется. Есть же у нас прозорливые старцы, и ничего, мы это монастырское чудо воспринимаем как данность.
И много интересного, а подчас и необъяснимого в результате такого видения Времени в книге совершается. А надо ли всё объяснять?
История
У нас, у каждого, есть история жизни.
А у страны есть просто история.
В «Лазарете» история, её запечатленная в летописях и фактах реальность просвечивает, как камни на дне Байкала сквозь толщу прозрачной воды, сквозь толщу сугубо художественного пространства.
Время реально, пространство увидено. Оно, пространство, Топос, увидено многими глазами разных героев. А Время, Хронос, оно как остров, незыблемо, и мы его обтекаем. В книге подлинная история России — та почва, на которой растут деревья Райского Сада.
Религия
«Лазарет» — да, религиозная книга.
В том смысле, что речь в ней идёт и о религии: Алексей, кроме того, что хирург, ещё и батюшка.
Конечно, это судьба архиепископа Луки, и она узнаваема.
И это большое счастье, что мы имеем в нашем духовном историческом багаже такую судьбу, хирурга и священника Войно-Ясенецкого. Я не теряла из виду его образ, когда писала Алексея.
Но ведь что поразительно. Евангелист Лука, носитель того же имени, тоже был врач, а ещё художник. Художник — носитель огненного Духа и пламенного воображения. Ещё немного, и священник. Всё расположено очень близко. Религия — это и есть лига, связка, необходимое legato, для того, чтобы соединить несоединимое. Напомнить всем: Господь всё управит, отнюдь не человек. И мы вступаем в новую историческую эпоху, не забывая того, что с нами было вчера.
Фрески
«Лазарет» — это монументальное искусство.
Четыре части книги недаром названы фресками.
Фреска, роспись на стене по сырому, по живой штукатурке — это торжество цвета и света, царство живых летящих фигур.
Живые эпизоды книги складываются в объёмные многофигурные композиции.
Рассмотреть их можно с большого расстояния.
Масштабы укрупнены. Мелочи отодвинуты, их нет, есть краски, что видны издали, и события, что могут быть осмыслены только по прошествии Времени.
Действие книги происходит в двух основных местах: на войне и на приполярном русском Севере. Читатель догадывается: на Белом море. А Север — знаковый для русского человека географический регион. Одно Сияние там чего стоит.
Архетипы
Книга вся на архетипах.
Само название — «Лазарет» — есть архетип.
Он объединяет войну, смерть и медицину.
Жизнь — смерть. Рождение — гибель. Любовь — ненависть. Грех — прощение. Преступление — наказание. Обман — истина. Смех — слёзы. Война — Мiръ. Ребёнок — старик.
Архетип есть контраст. Контраст есть бытие. Бытие есть всё живое, и человек в том числе. Так замыкается круг.
И одновременно размыкается: конец и бесконечность. Сиюминутность и вечность.
Мы никуда от них не уйдём.
С нами всегда будут эти два хирурга, два врача: один под крылом Духа Святаго, другой военная косточка, краснознамённый атеист. И оба спасают людей. Делают святое благое дело.
Автор
Я, автор, даже и понять-то не могу, как я написала эту вещь.
«Лазарет» для меня — проверка на смелость.
Смогу ли! Отважилась. Смогла.
Не поручусь, что десять лет спустя я не написала бы его по-другому.
Но важно успеть. Нырнуть и поплыть.
Никто из нас не знает, что с нами будет завтра.
Один Господь знает.
Господи, прости и помилуй мя грешную.