15 марта 2012 года Клуб прозаиков Литературного института провел встречу с известным русским писателем, главным редактором газеты «Российский писатель» Николаем Дорошенко.

На Клубе была представлена новая книга Н. Дорошенко – «Повести», в которую вошли избранные произведения разных лет: «Выстрел», «Запретный художник», «Прохожий», «Видения о Липенском луге» и др.

Николай Иванович поделился своими размышлениями о литературе, роли писателя в современном обществе,  особое внимание, конечно, вызвали его  рассуждения о собственном творческом пути.  

Участники встречи – студенты и выпускники Литинститута – задавали вопросы и высказывали свое мнение. Обсуждались как особенности художественных образов, созданных в повестях Н. Дорошенко,  так и проблемы общего, исторического характера. Впрочем, одно с другим – связано неразрывно.
Так, в повести «Прохожий» изображено поколение, которое жило еще до войны. У них были, по словам автора, совсем другие идеалы, устремления, иное мироощущение. Основу их воспитания и характера составляли семейные ценности и особая бережливость, чуждая современному обществу потребления. Интересно было сравнить, как по-разному воспринимает и оценивает те или иные, характерные поступки героев  читатели разных поколений. Так, например, Анастасии Черновой поступок Панкратия, который всю жизнь копил деньги,  – показался просто чудовищным по своей духовной сути. «И в один из дней уже было захотел он младшему сыну написать новое письмо, с указанием точного количества собранных им за всю жизнь денег…». Или: «Панкратий, глядя на красного, словно свежий помидор, «Москвича», скрежетал зубами, представлял, как стоит и у него во дворе новенькая, не чета Павлухиной гордости «Волга», подсчитывал, сколько этих «Волг» мог бы купить за свои скрученные в тугие рулоны и перевязанные нитками сбережения».
А. Чернова: «Зачем копить? Зачем смотреть на других и скрежетать зубами, уж лучше потратить все, что есть. Жить настоящим днем, а не далеким будущим. Крах полного амбара – это же закономерно».
Н.И. Дорошенко: «Эпоха другая! Люди – совершенно другого свойства. Они пережили голод, и для них все счастье – в детях. Всё для детей. Это потом, в конце 60-х годов, началась культурная революция».
Николай Иванович поделился своими воспоминаниями о культурной революции, рассказал про информационные технологии  и медийную фабрику.  Раньше как было? Прочитал книгу – понравилось. И человек рассказывает своим друзьям. Так появляется народная молва, которая основана на подлинном, личностном, чувстве. Сейчас активно внедряются информационные технологии, преодолевающие народную молву. Технология внушения. Мы читаем не то, что действительно хорошо написано, а то – что внушают нам телевизор и газеты. «Мы живем в искусственной культурной среде,  – сказал, подводя итоги, Дорошенко,  –  и эта искусственная культурная среда формирует искусственный культурный тип».
Обсудили на встрече  и состояние современной поэзии. Из современных поэтов Дорошенко рекомендовал почитать Светлану Сырневу, Вячеслава Артемова и Екатерина Полянскую. А также посмотреть на сайте «Российского писателя» новых авторов.
Участник Клуба поэт Григорий Тачков прочитал одно из своих  стихотворений про Россию.  «Я стараюсь писать в традициях классики доступным языком, и чтобы даже смысл был»,  –  сказал Григорий. С этого высказывания началось обсуждение  проблемы стиля поэтического письма у современных авторов.
Н.И. Дорошенко: «Есть одические стихи… и есть «белая береза под моим окном, принакрылась снегом, точно серебром». Это красиво? Как вы думаете, может быть, важнее нарисовать эту белую березу?  Или, вспомните, Рубцовские  пронзительные стихи про журавлей… »
Артём Каратеев озвучил вопрос, который волнует почти всех участников Клуба, особенно весной, когда с каждым днем становится всё теплее и хочется совершить какой-нибудь подвиг.
–  Бестселлер! Можно ли научиться его писать? А потом и написать за одну неделю! Есть такие обучающие книги. Типа: «Как научиться писать роман?». Как выстроить образ главной героини, как выстроить фабулу? Как вы думаете, полезны ли такие книги?
«Всё это обман…  –  ответил Дорошенко, –  Никто вас ничему не научит. Можно указать на плохие строчки, на хорошие. Можно подсказать, как обогатить содержательную сторону. Главное, особенно в вашем возрасте, это – пронзительное ощущение жизни. Не теряйте времени на оды и на монументальные романы. Пишите, как чувствуете. И все будет хорошо».

Отчёт подготовила Анастасия Чернова