ВРЕМЯ ПОДВИЖНИКА

Людмила СЕМЕНОВА

Передо мной книга издательства «Молодая гвардия» из серии ЖЗЛ Александра и Бориса Осыковых «Ерошенко». Моя читательская особенность  – знакомиться сначала с предисловием, содержанием и комментариями. Количество ссылок, поясняющих имена, географические названия, исторические события, впечатлило. Подумалось – трудно придётся работать с текстом. Однако текст оказался легким для чтения. Академичность издания проявилась в других моментах, например, в композиции книги. Вот основные разделы: предисловие, художественное биографическое повествование, даты жизни и творчества Василия Яковлевича Ерошенко, хроника посмертной судьбы, примечания, приложения, состоящие из поэмы самого Ерошенко и воспоминаний о нём.

Легкий, местами даже наивный стиль – это авторский приём, через слово отражающий светлый и романтичный характер героя. В личности Ерошенко много от горьковских романтиков (Данко, Буревестник). Однако он реальный человек, жизнью своей подтвердивший возможность невозможного и доказавший, что жить ради людей – высшее счастье. Авторам удалось выразить суть характера героя: доброго, милосердного, верящего в правду, в дружбу, в любовь, доверчивого, но мудрого.

Ерошенко – поэт, прозаик, музыкант, шахматист, преподаватель. Родился в 1889 году в селе Обуховка Старооскольского уезда Белгородской области в крестьянской семье. После перенесённой кори в четырёхлетнем возрасте полностью ослеп. Но это не помешало ему объездить полмира без провожатых, выучить несколько восточных и европейских языков и стать подвижником в деле примирения людей разных национальностей и даже разных эпох. А начал он своё образование с изучения языка эсперанто по брейлевскому методу. В Японии Ерошенко считают классиком японской литературы, переиздают и читают в наше время. В Сиаме (нынешнем Таиланде) об этом человеке ходят легенды. Одна из этих легенд гласит о памятнике Ерошенко, что воздвигли на своей земле благодарные тайцы.

Попробуем разобраться в чем значимость, уникальность и неординарность личности Василия Ерошенко, используя тексты заявленной книги.

Ерошенко – крестьянин по сути своей, вобравший в себя все лучшие черты народной души. Особые отношения с природой сложились уже в раннем детстве. Несмотря на слепоту, он свободно ориентировался в пространстве. Знаками для него были дыхание ветерка, аромат цветов, шум дубрав, особенности рельефа местности. Рано научившийся плавать, он не раз спасал тонущих людей (так случилось с туркменским мальчиком Дурдой Питкулаевым). Этот мальчик сначала потерял зрение, затем родителей, а потом и волю к жизни. Ерошенко смог вернуть мальчику веру в себя и радость от существования. Он отвёл ребенка в горы, поближе к солнцу,  и попросил крикнуть по-орлиному. Эхом откликнулась природа. «Маленькому слепцу показалось, что горы приветствуют его. Он перекликался с горами долго и радостно. И тогда впервые почувствовал, что мир отзывчив, что в нём есть место и для него, незрячего». Потерявшему зрение на войне танкисту Ерошенко тоже смог вернуть желание жить.

Речь Ерошенко образна и фольклорна. Он исполнял на гитаре русские народные песни. Односельчанин вспоминает, как Василий Яковлевич прекрасно и проникновенно пел «Распрягайте, хлопцы, коней». Учась в английской Музыкальной  академии для слепых в Норвуде, он седлал лошадей, скакал по городу, горланя русские народные песни.

Как певец и сказитель вещий Баян, перебирая  пальцами выпуклые буквы брайлевского алфавита, Василий Яковлевич не читал, а выдумывал истории для слушателей. Он был сострадателен к людям. Описаниям  переживаний жены брата, беды которой до глубины души трогали Ерошенко, посвящено несколько абзацев. Постоянно тоскуя о малой родине, Ерошенко всегда стремился сюда вернуться. Однако эти возвращения, по тексту, очень схематичны. В этом есть авторский недостаток. Говоря о страданиях и тоске вдали от родины, совсем не затрагиваются чувства героя при возвращении. Узнав о неизлечимой болезни, Ерошенко, по русскому обычаю, поехал по Руси попрощаться со своими родными.

Ерошенко считал себя неверующим, но, по сути, он христианин. Промысел Божий изначально присутствовал в судьбе Василия. Не ослепни он, вряд ли выучил бы международный язык эсперанто, объездил столько стран и совершил столько добрых дел. Когда его не пропустили в глубь России, он пешком прошел около пятиста километров, чтобы вернуться в Китай. Всю жизнь Ерошенко странствовал. Мотив «странничества» — тоже путь христианина. Любовь к людям, терпимость и милосердие проявлялись в том, что экономя на себе, он все заработанные деньги отдавал в помощь сирым и обездоленным. Основывал школы для слепых в разных городах мира. Оставил свою квартиру в Москве чужим людям, те, воспользовались ситуацией и присвоили имущество. Ерошенко не стал ни осуждать, ни судиться, просто смирился. Возместил деньги проворовавшегося в детдоме в Туркменистане повара. Во время шахматного турнира в Ленинграде подкармливал своим скудным ужином мышей. Он хотел быть в раю в обществе Бога и ангелов лишь для того, чтобы отказаться от небесных наслаждений и присоединиться к страдальцам.

Гражданская позиция Ерошенко – это стремление к всеобщему миру и братству. «Нельзя противопоставлять культуру Европы и Азии. У наших культур есть много общего, и если мы друг друга не всегда понимаем, то это из-за незнания языков. И ещё из-за националистов, которые натравливают один народ на другой», — полагал Ерошенко. Эти, отчасти утопические взгляды, Ерошенко подтвердил личным примером, приобретя верных друзей и соратников в разных странах. Сказки свои писал на японском и на языке эсперанто.

Как писатель, Ерошенко тоже любопытен. Его «Странички школьной жизни» пестрят юмором и показывают нравы и порядки школы слепых  в Москве в начале двадцатого века. Поэма «День глобального мира» в переводе с эсперанто Александра Осыкова, образна и символична. В художественной книге с энциклопедическим объёмом дат, имён, названий, Осыковым удалось выстроить систему, куда входят друзья Ерошенко и места, где он путешествовал.

Своевременность и необходимость книги обусловлена отсутствием «идеологического» героя в жизни молодёжного общества. Несмотря на максимализм и нигилизм, подростки и молодые люди имеют живую душу, способную к сопереживанию. Их трогают проявления добра, бескорыстия, великодушия. Ерошенко – герой не вымышленный, а реальный. В нём присутствует что-то от ранних горьковских романтиков, но он более доступен, понятны его мотивы и поступки. Своей подвижнической жизнью Ерошенко может научить многому. Не сдаваться, даже если ты инвалид, уметь преодолевать трудности. Верить в себя, в людей, в Божье провидение. Быть открытым обществу и находить радость в общении. Уметь учиться и грамотно использовать свои знания. Творить добро и получать от процесса удовлетворение и радость. Для меня книга «Ерошенко» открыла светлый и яркий мир подвижника из русских людей. Как только душа начнёт черстветь, у меня есть противоядие – вновь погрузиться в чтение этой полезной и интересной книги.

 

 

Читайте также: