УНИКАЛЬНАЯ ШКОЛА В СЕЛЕ ИВАНОВСКОЕ

Русское чудо

Село Ивановское в ярославской глубинке возрождается благодаря уникальной школе

Потрёпанный школьный автобус потряхивает на ледяных ухабах. Время от времени вместе с волнами морозного воздуха в автобус забираются озябшие ученики. Накануне вечером где-то на этой дороге увязла машина Владимира Сергеевича Мартышина – директора школы Ивановская на Лехте, в которую мы и едем. Вытаскивать пришлось трактором. Будни ярославской глубинки.


Здесь, как и везде в деревнях люди живут бедно, работу ищут в основном на стороне, число сельских жителей сокращается. Но есть исключение – село Ивановское в Борисоглебском районе, в котором и находится упомянутая школа. За последнее время население села увеличилось в разы. Сюда стремятся приехать люди чуть ли не со всей страны. И почти каждая семья – многодетная. Некоторые называют это чудом.
Впрочем, у этого чуда есть вполне реальные истоки. Владимир Мартышин, один из редакторов популярного в советское время «толстого» литературного журнала «Москва» много лет назад переехал с супругой из столицы в обычное умирающее село. После трёх лет работы учителем истории возглавил местную общеобразовательную школу. И вот тут начался долгий путь, приведший к нынешнему процветанию Ивановского.

Объявили войну борщевику
– Я здесь оказался через знакомых. Получилось причудливо. Знакомые, живущие в Вене, побывали на Иринарховском крестном ходе здесь, в Борисоглебском районе, рассказали мне об этом селе и её необычном директоре. Мне захотелось приехать посмотреть», – рассказывает Александр Протопопов, учитель предмета добротолюбие в Ивановской на Лехте школе.
Мы сидим в тесной учительской. Здание школы скромное, давно не ремонтированное. Современный человек не сразу поймёт, что же заставляет родителей из Москвы, Ярославля и других городов отдавать учиться сюда своих детей.
– В 2005 году, когда я впервые оказался здесь, у меня уже было пятеро детей, – продолжает рассказ Александр Протопопов. – Сам я городской, с Набережных Челнов. Подумывал, не переехать ли в деревню. Но как это осуществить, не представлял в реальности. Слишком велика была привычка к городским удобствам.
Ещё два года ушло у Александра на то, чтобы решиться. В 2007 году он переехал в Ивановское, ещё не будучи уверен, что останется.
– Самый центр деревни зарос борщевиком. На всю округу одна корова, молока парного для детей купить негде. Осенью мы с товарищем, тоже недавно приехавшим, кормили котов, которые сбегались из пустеющих к зиме домов дачников. Нас поначалу Владимир Сергеевич тоже всё дачниками называл, наверно хотел раззадорить, чтобы не пали духом, не уехали,  – вспоминает мой собеседник.
Да и со стороны местных поначалу было настороженное отношение к иногородним, в основном москвичам. «Непонятно, чего приехали, чего хотят? Может, от проблем с законом сбежали из города?» – судачили жители.
И всё же неукротимая энергия нового директора Ивановской школы медленно, но неуклонно вела к тому, что село преображалось.

Что помогало предкам побеждать
Но, конечно, как и в любом деле, главное – не в энергии, а в том, на что она направлена. Ещё в середине 90-х годов Владимир Мартышин обозначил главное направление своей деятельности – создание подлинно русской школы. Её цель – всесторонне развитые, патриотически ориентированные выпускники. Кроме обычных предметов дети изучают красноречие, церковнославянский язык. Много внимания уделяется «Отечествоведению», которое преподаётся все годы учёбы. В начальной школе дети изучают историю родного села и района. К старшим классам доходят до всероссийской и мировой истории. Причём предметы преподаются не схематично, а в сопряжении с этнографией, географией, фольклором, зачастую на понятных и близких ученикам примерах выдающихся земляков. «В обычных школах изучают войны и революции. А мы объясняем, что помогало нашим предкам побеждать», – любит говорить директор.

Другой экзотичный для общеобразовательной школы предмет – «Добротолюбие». На нём школьники, как следует из самого названия, учатся любить всё то, что делает человека добрее, милосерднее. Им прививается мысль, что дорога добра – лучшая на земле. И, конечно, такой предмет не может обойтись без изучения основ христианства. Собственно, предмет «Основы православной культуры», вокруг которого много копий ломается в последние годы, здесь по авторской методике Владимира Мартышина преподаётся уже больше двух десятилетий во всех одиннадцати классах.

У школы есть свой духовный наставник – наместник знаменитого Борисоглебского монастыря игумен Иоанн (Титов). Однако церковный устав введён лишь в кадетском корпусе, устроенном при школе. Родители кадетов пишут заявление, в котором просят, чтобы детям разрешили читать утренние и вечерние молитвы, посещать богослужения. В школьной столовой готовят, как постные, так и скоромные блюда, чтобы не принуждать детей, которые пока не готовы воцерковляться. Главный принцип директора: нужно создать такую обстановку в школе, которая не мешает, а наоборот помогает поверить в Бога.

 

 

Школа всероссийского притяжения

Сейчас в Ивановской на Лехте школе учится уже больше приезжих ребят, чем местных. Родителей приезжих в основном можно отнести к категории православной интеллигенции.
– Дети у нас необыкновенные, – рассказывает Александр Протопопов. – Такой доброжелательной атмосферы я не видел ни в одной школе.
– В этой школе мне нравится. Преподаватели неравнодушные. В городе – получил двойку и – свободен. Здесь же с отстающими всегда занимаются особо, стараются помочь, – включается в разговор кадет Степан, светловолосый мальчик лет десяти-одиннадцати.
Родители Степана – предприниматели, живут и работают в Ярославле. Сами пока не переехали в Ивановское, но надеются со временем построить здесь дом.

Приезжие, как правило, более образованы и воцерковлены, но и местные подтягиваются. При этом учителя стараются так организовать учебный процесс, чтобы не было сильно отстающих. Впрочем, теперь уже не всегда понятно, кто местный, кто приезжий, поскольку есть городские дети, прожившие в Ивановском по семь лет и больше.
Некоторые коренные жители Борисоглебского района, живущие за десятки километров от Ивановского, в деревнях, откуда зимой и в распутицу не каждый день и выберешься, тоже стараются отдавать детей в эту необыкновенную школу.

–  А те, кто окончили школу уезжают в города?
– В основном – да. Но, пожив в городах, многие возвращаются. У нас около 30 учителей в школе. И многие — из числа тех, кто когда-то учился здесь.

Кстати, немало выпускников Ивановской на Лехте школы поступают в МГУ, МГТУ имени Баумана и другие престижные ВУЗы. Выпускники кадетского корпуса нередко служат в элитных воинских частях.
Хотя школа и не ставит себе эту задачу как главную, но, как говорит Владимир Мартышин, «кому, как не нашим, заканчивать лучшие университеты, становиться высококлассными специалистами и управленцами».

Балы и свадьбы в школьном коридоре

– Ребята, мне приходилось видеть, как «золотая молодёжь» просаживает за ночь в клубах сотни тысяч рублей. Никакого золота в этих людях нет, в основном, это потерянные для Бога люди. Наше настоящее золото – это Евгений Родионов, Шестая рота псковских десантников, священники, замученные чеченскими террористами, герои Новороссии, – в день моего приезда в Ивановское перед школьниками выступает известный писатель Виктор Николаев.
Перед его приездом в широком коридоре школы поставили лавки. Здесь собралась большая часть учеников, слушают внимательно. В тишине слышен скрип половиц.
Этот коридор в старом здании сегодня – главная культурная площадка в Ивановском. Здесь проводятся балы, несколько лет назад вытеснившие в селе дискотеки, здесь же некоторые выпускники справляют свадьбы. Здесь же в холодное время года приходится проводить уроки физкультуры. Своего спортзала у школы нет. Бедность. Средства на строительство нового школьного здания в Департаменте образования Ярославской области выделять не спешат. Иногда директору удаётся находить благотворителей, но на строительство нового здания этих средств, конечно, не хватает, уходят на «текущие проекты». А их множество. Как шутят преподаватели, лучше лишний раз с Владимиром Сергеевичем долгих разговоров не заводить – обязательно ему придёт в голову какая-то идея, которую необходимо будет реализовывать.
Гордость школы – аптекарский огород, где посажены десятки лекарственных растений. Есть и Музей воинской славы. Экспонаты в нём – найденные во время поисковых экспедиций по местам боёв в Новгородской области предметы. Ученики и преподаватели Ивановской на Лехте школы нашли и перезахоронили с почестями останки уже порядка 500 советских воинов.

 

Бери икону Ильи Пророка, забирай детей и приезжай

Едем смотреть село. По дороге в старенький жигулёнок подсаживается Елена – вдова известного ополченца Александра Стефановского (Мангуста).
Елена совсем недавно переехала в Ивановское из Перми. Она мать троих детей, которые теперь тоже ученики Ивановской на Лехте школы.
– Мне откровение было – бери икону Ильи Пророка, забирай детей и приезжай сюда, – рассказывает Елена о том, почему она здесь.
В Ивановском на месте древнего, разрушенного в советское время храма Илии Пророка, сейчас построена деревянная церковь.
Семья перебралась почти без вещей. Пока своего дома нет. Елена руководит кружком рисования.
 – Всё, что нужно» из одежды уже есть, Бог всё устроил, – говорит Елена, – главное, что, как и хотели дети, живём среди православных, близко к природе. Нас ещё муж мой приучил к походам, ночёвкам на природе.
Семья Елены – не исключение. Не раз были в Ивановском случаи, когда семьям вновь прибывших всячески помогали на первых порах и даже в складчину строили дома.

В Ивановском почти не видно старых, разваливающихся домов, каких полно в любой русской деревне. Здесь же рядом с крепкими ещё срубами прошлого века, зачастую красуются новые, тоже основательно построенные дома.
– За эти годы село сильно похорошело, — рассказывает Александр Протопопов. – Зимой постоянно работает каток с освещением. На месте пустыря, где раньше были заросли борщевика, теперь аккуратная детская площадка.
– В Рождество теперь целая ватага ребят колядовать ездит, по выходным бывает, до 70 детей причащается в сельской церкви, – улыбается Александр.
Многие жители завели подсобное хозяйство, держат скот. Есть пасеки.
 – Теперь уже молока и прочих продуктов столько, что не только для себя хватает, но и возим продавать москвичам. Создали потребительский кооператив для этих целей, — рассказывает мой собеседник.
Конечно, у вчерашних горожан не хватает опыта для ведения сельского хозяйства. Сам Александр пока не завёл корову, но это – в планах. Пока же в самое ближайшее время собирается достроить двухэтажный дом для своей большой семьи.
– Я счастливый человек, — говорит о себе Владимир Сергеевич Мартышин. – Ко мне переехали все трое моих детей. Все они нашли себя здесь. И лучшее подтверждение этому – 15 моих внуков.

Храмы для будущих прихожан
Тут бы и закончить рассказ о возрождающемся селе на оптимистичной ноте. Но не всё так безоблачно в будущем Ивановской на Лехте школе. Не всех чиновников она устраивает. Ведь, как заявил однажды бывший министр образования, а ныне действительный государственный советник РФ Андрей Фурсенко, современная школа воспитывает потребителей. Да и не воспитывает даже, а «формирует». Насаждается мысль о том, что современная школа должна заниматься только донесением информации. Ясно, что МОУ Ивановская СОШ в эту концепцию не вписывается.

И всё же и педагоги, и жители не теряют надежды, живут с большими планами на будущее. На мой взгляд, главное, что отличает людей, приезжающих сюда – потребность сохранения национальных корней, неприятие психологии временщиков. При этом речь о том, чтобы закрыться от «большого мира», не идёт. Скорее, наоборот, есть настрой влиять на этот мир, как через своих успешных выпускников, о которых упоминал Владимир Мартышин, так и с помощью, к примеру, ежегодных Иринарховских чтений, которые в конце февраля собрали под сенью Борисоглебского монастыря множество писателей, учёных, общественных деятелей из Москвы и самых разных уголков России.

Последние несколько лет отец Фёдор, настоятель храма Илии Пророка возглавил деятельность по сохранению заброшенных церквей и часовен в окрестностях Ивановского. И стар, и млад, приезжают к полуразвалившимся строениям, расчищают их от мусора, вырубают борщевик. Служат молебны. А вот дальше? Средств на полномасштабное восстановление у православных трудников нет.
Поэтому пришлось найти такой выход: отец Георгий договорился с одним из заводов в Ивановской области. Завод бесплатно отдаёт свою бракованную продукцию – тенты. Вот ими и оборачивают заброшенные храмы, консервируя от дальнейшего разрушения. Даст Бог, наступит время, когда найдутся средства восстановить храмы, а главное, не только в Ивановском, но и других деревнях и сёлах появится множество верующих жителей.
Мне кажется, эти обёрнутые тентами полуразрушенные храмы – воплощённая надежда на лучшее будущее для ярославской земли и всей России.

 

Алексей ПОЛУБОТА 

 

Читайте также: 

СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ, А НЕ ТЕРРИТОРИЯ