6. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ПОСТМОДЕРНИЗМА

Русская литература периода постмодернизма ХХ века; литература XXI века.          

  • Писатели-постмодернисты: Б.А.Пильняк, П.Флоренский, А.Н.Толстой, Борис Васильев, М.М.Пришвин, К.Г.Паустовский, Л.М.Леонов
  • Другие направления в литературе ХХ века. «Городская проза».
  • Другие направления в литературе ХХ века. «Лагерная проза».
  • Другие направления в литературе ХХ века. «Деревенская проза».
  • Поэзия литературы 2 пл.ХХ века.
  • «Экологическая» проза литературы 2 пл.ХХ века.
  • Обзор литературы последних десятилетий.
  • «Русский Буккер».       

 

I. «Литература «сорокалетних»: темы и жанры»

1. Творчество В. Крупина, В. Личутина, В. Маканина, А. Кима, А.Курчаткина, Р. Киреева.

– Отражение в литературе реалий и настроений эпохи застоя и предперестроечного времени.

– Тема профессиональной и личной нереализованности, тип героя-неудачника.

– Тема кризиса «среднего» возраста.

– Образ Москвы и тема столичной жизни.

– Жанровое своеобразие.

II. Литературный процесс 90-х годов ХХ века.

1. Процесс «возвращения» литературных произведений.

2. Художественное исследование деформаций социализма в 30-40-х годах и вклад литературы в духовное их преодоление. (В.Дудинцев «Белые одежды», А.Рыбаков «Дети Арбата», А.Приставкин «Ночевала тучка золотая…»).

3. Появление неоклассической, метафорической и «другой» прозы.

4. Основные тенденции развития поэзии: концептуализм и метаметафоризм.

III. Современная литература: темы, проблемы, имена, тенденции

1. Неоклассическая, метафорическая и «другая» проза как основные направления развития эпической литературы.

2. Постмодернизм как направление, стиль и метод.

3. Метаметафоризм и концептуализм как ведущие тенденции современной поэзии.

4. Поэзия Д.А. Пригова. Лирика Б. Рыжего.

5. Современная драматургия: театр.doc, фестиваль «Любимовка».

5. Творчество Н. Коляды, Л. Петрушевской, Е. Гришковца, братьев Пресняковых, В. Сигарева, К. Драгунской.

 

Поэзия литературы 2 пол. ХХ века.

I. Поэзия 2-й половины ХХ века: «тихая лирика», «стадионная» поэзия, философская лирика»

1. Зарождение «стадионной» поэзии.

2. Творчество А. Вознесенского.

– Новаторство в области формы и стиля.

– Жанровое своеобразие поэзии.

– Поэзия Е. Вознесенского. Гражданский пафос и политическая тематика.

3. Поэзия Б. Ахмадуллиной. Поэтическое новаторство.

4. Стихотворения Р. Рождественского.

5. «Тихая лирика» Н. Рубцова и А. Прасолова.

– Тематический диапазон (природа, родина, семья).

– Звукопись и светопись в поэзии.

– Развитие традиций С. Есенина и новокрестьянских поэтов.

6. Философская лирика А. Тарковского.

II. Творчество И. Бродского.

1. Традиции и новаторство в лирике И. Бродского.

2. Проблема художественного метода.

3. Тематический диапазон поэзии.

4. Тип лирического героя.

5. Причины эмиграции.

6. Темы и образы эмигрантской лирики.

7. Сборники: «Стансы к Августе», «Осенний крик ястреба», «Пейзаж с наводнением».

Другие направления в литературе ХХ века. «Деревенская проза».

I. Общий обзор «Деревенской прозы»

1. Художественное своеобразие деревенской прозы. Темы, идеи, проблематика, нравственно-философские искания.

2. Творчество Б. Белова. Повесть «Привычное дело» как программное произведение деревенской прозы. Романы «Кануны» и «Год великого перелома».

3. Творчество В.П.Астафьева. Нравственная проблематика рассказов и повестей Астафьева.

– Тема войны в творчестве Астафьева.

– В.Астафьев – писатель военного поколения.

– Начало творческого пути. «Последний поклон».

– Изображение народа и жанровое своеобразие произведения. Лиричность автобиографического героя.

– Повесть «Пастух и пастушка» – новаторское произведение о Великой Отечественной войне, о народном характере. Гуманистическая сущность астафьевской концепции войны.

– «Царь-рыба» как социально-философское произведение. Специфика конфликта. Типология героев.

– «Печальный детектив». Новизна жизненного материала и героя.

II. Творчество В.М. Шукшина»

1. Феномен Шукшина: многообразие дарований.

2. Философская проблема народной нравственности и правды как центральная в прозе, кинодраматургии, режиссерской и актерской работах Шукшина.

3. Изображение жизни народа как краеугольного камня вселенной.

4. Творчество Шукшина и «деревенская проза»: притяжения и отталкивания.

5. Тип «чудика», его идейное содержание и средства изображения.

Другие направления в литературе ХХ века. «Лагерная проза»

I. Общий обзор «Лагерной прозы».

1. Понятие антисталинской литературы и лагерной прозы.

2. Исторические предпосылки возникновения лагерной прозы.

3. Концепция лагерного мира А. Солженицына и В. Шаламова, суть спора-переписки 60-х годов. Публикация писем.

4. Творчество А. Солженицына, В. Шаламова, Е. Гинзбург, А. Жигулина, Г. Владимова.

II. Творчество А.И. Солженицына.

1. Драматизм творческой и человеческой судьбы А.И.Солженицына.

2. Рассказ «Один день Ивана Денисовича».

– Тема совестливости и достоинства.

– Система образов: противостояние людей и «псов клятых».

– Сюжетные и композиционные особенности рассказа.

– Своеобразие художественного языка.

3. Традиции житийной литературы в рассказе «Матренин двор».

– Система образов: противостояние людей и «паразитов несочувственных».

– «Матренин двор» в контексте «деревенской прозы» 60-70-х годов.

– «Простой человек», жертва жестокого обездушивающего мироустройства как объект изображения, как тип личности в рассказах Солженицына.

– Разные грани русского национального характера: трудолюбие, доброта, сердечность, способность притерпеться к аду героя рассказа «Один день Ивана Денисовича», праведничество героини рассказа «Матренин двор».

4. Традиции русской классической литературы в романе «В круге первом».

– Пространственно-временная организация («крайнее уплотнение времени» (Ж.Нива) романа. Система образов в романе. Центральные персонажи романа (Нержин, Сологдин, Рубин) как выразители разных концепций исторической судьбы России.

– Сатирическое освещение образа Сталина. Семантическая многослойность названия произведения.

– Марфинская «шарашка» как первый круг гулаговского ада.

5. Жанровая природа повести «Раковый корпус».

– Сочетание конкретно-исторической реальности и аллегории в поэтике повести. Символический характер образа «ракового корпуса».

6. «Архипелаг ГУЛАГ» как «самый выдающийся, самый мощный обвинительный акт политическому режиму».

– Систематический обзор преступлений правящего режима против своего народа в «опыте художественного исследования» А.Солженицына.

– «Архипелаг ГУЛАГ» как «энциклопедия» советской каторги.

Композиционное своеобразие и поэтика книги.

– «Человеческое измерение» как точка отсчета в исследовании советской карательной системы.

– Образ Автора в книге «Архипелаг ГУЛАГ».

Обновление традиционной реалистической поэтики в эпопее «Красное колесо».
– Использование жанровой формы летописи.

– Проблематика и идейное содержание произведения.

– Композиционная многослойность, «повествованье в отмеренных сроках», метод «узловых точек» («Август четырнадцатого», «Октябрь шестнадцатого», «Март семнадцатого», «Апрель семнадцатого»), сочетание документального и художественного.

8. Место А.Солженицына в историко-литературном процессе второй половины ХХ века.

Другие направления в литературе ХХ века. «Городская проза».

I. Общий обзор «Городской прозы».

1. Художественное своеобразие городской прозы.

2. Понятие локального текста и его проекция на городскую прозу.

3. Тип героя-интеллигента городской прозы.

4. Творчество Ю. Трифонова, А. Битова, В. Семина, Г. Семенова,

Ю. Нагибина, И. Грековой. (По выбору студента).

II. «Творчество Ю.В. Трифонова»

1. Поиски стиля и метода в 50-60- годы.

2. Повесть «Обмен» как произведение, открывшее новый этап в творчестве Трифонова.

3. Поэтика «московских» повестей («Предварительные итоги», «Долгое прощание», «Другая жизнь»). Антисталинская тема в повести «Дом на набережной»).

4. Роман «Старик» как сочетание городской и исторической линий творчества Трифонова.

 

П.Флоренский, А.Н.Толстой, Борис Васильев, М.М.Пришвин, К.Г.Паустовский, Л.М.Леонов.

I. Публицистические и философские начала утопии о. Павла Флоренского «Предполагаемое устройство…»

Напишите и защитите полемическую ответную статью на трактат отца Павла (Флоренского).

II. Роман А.Н.Толстого «Петр Первый».

Чем роман обогатил ваш читательский опыт? В какой мере расширил ваши знания о Петре и его эпохе?
Какие традиции Пушкина в решении темы Петра Первого продолжил и развил А.Н. Толстой?
Чем объяснить обращение писателя к Петровской эпохе в 30–40 годы ХХ столетия? В чем сказалась актуальность этой темы?
Каковы черты своеобразия исторического романа А. Толстого по сравнению с особенностями других произведений известных вам произведений этого жанра?
Приведите примеры исторической живописи в романе «Петр Первый».
Покажите образцы лаконизма в передаче пейзажей и портретов у А. Толстого.
Как язык романа помогает автору передать колорит Петровской эпохи?
Если вы видели фильм «Петр Первый», попытайтесь определить удачи и просчеты кинематографистов в экранизации одноименного толстовского романа.
III. Произведения Бориса Васильева и Михаила Пришвина по выбору.

IV. Постмодернистская и возвращенная литература: К.Паустовский.

1. Географические и художественно-публицистические произведения Константина Паустовского.

1. Анализ повести «Кара-Бугаз» и «Колхида».

2. Анализ публицистической повести «Золотая роза».

3. Произведения Паустовского о природе.

4. Социально-психологические повести Паустовского и их модернистические особенности.

V. Леонид Леонов и его классические произведения.

1. Роман «Русский лес»: социальные и общественные проблемы, отразившиеся в произведении.

2. Повесть «Вор»: психологический анализ главных образов, образ автора в произведении.

3. Сказка «Бурыга». Эпические, социальные и фольклорные начала в произведении.

4. Роман-наваждение «Пирамида». Основная идея произведения.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

Русская литература периода постмодернизма ХХ века; литература XXI века.

Контрольная работа № 1:

Напишите и защитите полемическую ответную статью на трактат отца Павла (Флоренского).

Контрольная работа № 2 и 3:

1. Примите участие в семинаре по истории литературы XXI века.

2. Напишите и защитите публицистическую статью о современном развитии отечественной литературе.

3. Укажите взаимовлияние художественного и публицистического творчества, приведите примеры конкретных сопоставлений.

4. Выскажите свое мнение о творческом методе современной художественной литературы. Подтвердите конкретными примерами.

5. Укажите наиболее оригинальные в жанровом отношении произведения литературы XXI века. Прокомментируйте подробно одно из них.

Читайте также: