РИФМЫ ВРЕМЕНИ

В Старой Потловке прошел ХIII международный литературно-художественный фестиваль

«Русские мифы»

= = =
Чеботаевка: о чем молчит усадьба

Бескрайние поля, усыпанные желтыми цветами, две дуги насыщенно-черной земли – рыхлые скобы дорожной колеи. И все это – ветер, травы, цветы, дорога, облака уходят за горизонт и в бесконечность, преломляются в золотистых лучах июньского солнца. Только что прошел сильный дождь, и потому мир кажется особенно мягким, новым и прозрачным. Даже сильный ветер, заглушающий слова, будто в бархатных складках.

– Почвы здесь богатые, черноземные, – со знанием дела говорит Александр Мраморнов.
– Здесь земля, как масло. – добавляет Павел Григорьевич Кренев, – на хлеб можно мазать. Звучит настолько аппетитно (а сама дорога выглядит вкусно) что, если бы не недавний обед в усадьбе, я бы – не удержалась и обязательно попробовала бы.


Позади деревня Чеботаевка и усадьба капитана И.С. Свиридова, «жемчужина архитектуры», как ее называют. Одно из самых старинных сохранившихся усадеб Приволжского округа. Состав и форма кирпичей указывают на ХIII век…


Именно в этом барском доме, к началу ХХ века представляющим собой типичное дворянской гнездо, 5-ого июня 2021 года и прошел первый круглый стол VIII международного литературно-художественного фестиваля «Русские мифы».
Сегодня «жемчужина архитектуры» выглядит печально. И, если бы не труды волонтеров под управлением историка и общественного деятеля Александра Мраморова, здание, обветшав, развалилось бы окончательно.


Пока же стены стоят. Можно зайти внутрь. Подняться по лестнице, увидеть пустые комнаты и стены с голубоватой облупленной штукатуркой. До 2005 года здесь располагалась больница. Крыша не протекает. Стекол в окнах нет, а потому перед началом мероприятия их закрывают светлой пленкой – чтоб не дуло. Но сквозняки все-равно гуляют по заброшенному зданию, раскидывая эхо, словно бы удивляются людским голосам.

Вот тебе и «дворянское гнездо». Безмолвные тени прошлого, липовые и вязовые аллеи запущенного парка… Вот тебе и «Русские мифы».
Однако миф, как известно, отличается символической глубиной. При переходе от одной эпохи к другой миф может обретать новый смысл. Как знать: не происходит ли процесс такого смыслового преобразования сегодня, на наших глазах, во время выступлений участников фестиваля?

Организаторы действия – редакции журналов «Литературные знакомства» «Серебряные сверчки» и издательство «Спасское дело» одной из задач фестиваля ставят привлечение внимания к современной литературе и искусству русского Зарубежья. По словам секретаря Союза писателей Москвы, доктора исторических наук, Лолы Уткировны Звонаревой, фестиваль объединяет писателей, публицистов и художников, продолжающих традиции полемического литературоведения. И теперь, собравшись за круглым столом в заброшенной и (что самое главное!) восстанавливаемой усадьбе, обсуждают важнейшие вопросы жизни и творчества. На столе стоят банки с ярко-бардовыми пионами, а за окном шелестят дожди…

Нелирическое отступление про круглый (и не только) стол

Если придерживаться хронологии, то дело было так. Рано утром 5-ого июня мы прибыли из Москвы в Пензу, затем полтора часа ехали на автобусе до села Старая Потловка, затем, после завтрака и обзорной экскурсии, направились в усадьбу Свиридова, что находится поблизости. Заседание с небольшим перерывом на прогулку и обед длилось до вечера. Электричества в усадьбе нет, поэтому завершить нужно было засветло.


«Литературные СМИ в моей жизни» – так назывался первый круглый стол. Обсуждали журналы и литературные тенденции. Я представила «Соты» и, конечно, журнал «Москву», который всегда радует и вдохновляет своим художественно-философским разнообразием. Прозвучали и традиционные для нашего времени вопросы: будут ли жить бумажные журналы, в чем ограниченность электронных версий и как завоевать внимание читателей в пространстве визуальной информации…

Забегая вперед, скажу: во второй день, 6-ого июня, в Старой Потловке прошли круглые столы «Мой Пушкин: А.С. Пушкин в моей жизни» и «Моя ненаписанная книга». Также участники презентовали свое творчество, рассказывали про новые книги, возле усадебного дома Надежды Рихтер читали стихи Пушкина, а в храме святой Аллы по великому поэту была отслужена лития.


«Старая Потловка», «Надежда Рихтер», «Храм святой Аллы» – все эти слова и стоящие за ними жизненные реалии, думаются, формируют нашу действительность, ее подлинный, духовный облик. Здесь, в Пензенской области, русский мир приоткрывается во всей своей бытийной трагичности и сокровенной красоте…

Старая Потловка: связь времен

Старая Потловка – село Пензенской области. До революции про это село писали так: «Нужно все это видеть собственными глазами, чтоб убедиться, что дело здесь кипит, как в муравейнике, что отсюда идет свет истины Христовой, теплота веры православной далеко-далеко за пределы своего района. Это не то, что село Ясная Поляна, откуда раздается лишь пустой звон о добрых делах». Все основания для подобных утверждений имелись. И вот почему, судите сами.

«Нужно все это видеть собственными глазами, чтоб убедиться, что дело здесь кипит, как в муравейнике, что отсюда идет свет истины Христовой, теплота веры православной далеко-далеко за пределы своего района. Это не то, что село Ясная Поляна, откуда раздается лишь пустой звон о добрых делах»

 

В конце ХIХ века в селе Старая Потловка владелица усадьбы Надежда Михайловна Рихтер отрыла сразу три школы – второклассную мужскую и женскую церковь-школу, а также образцовую сельскую школу. Школы, устроенные в Потловке, стали эталоном образцовых начальных учебных заведений. Например, при школе для мальчиков была создана потешная дружина, представленная императору Николаю II в 1911 году на военном смотре в Петербурге. Кроме того, здесь работал кирпичный завод, выводились элитные породы лошадей, а шерсть овец направлялась на экспорт. Для престарелых людей и раненых солдат была устроена богадельня. Вся эта богатая, разнообразная жизнь была тесно, неразрывно связана с сельским храмом, духовным центром села. Нарядная церковь во имя святой мученицы Аллы, построенная в 1901 году в неорусском стиле, недолго радовала жителей…

Сегодня здесь тишина, темно-зеленые травы, благоустроенная детская площадка. Бюст Ленина возле здания сельского совета. Вдали пасется несколько коров. Как сказал бы великий русский поэт Николай Рубцов, «О, вид смиренный и родной…»

После долгих лет запустения ведутся труды по восстановлению храма. Все началось с 2011 года, когда эти места впервые посетил историк и общественный деятель Александр Игоревич Мраморнов. Он сразу и решительно взялся за организацию противоаварийных и реставрационных работ. А как сложилась судьба самой Надежды Рихтер? Точно неизвестно. Она мечтала быть похороненной на родном кладбище, рядом со своими близкими. Но этому не суждено было сбыться. В 1918 году ей пришлось покинуть Старую Потловку. По некоторым сведениям, Надежда Михайловна приняла монашество и жила в нищете на окраине г. Сердобска.


То, что сегодня в эти края приехали известные писатели и деятели культуры – является продолжением давней традиции. Так было больше ста лет назад, при Надежде Рихтер, когда в Старую Потловку приезжали люди, заинтересованные в развитии образования и отстаивавшие духовные принципы образовательной системы. Неоднократно посещал гостеприимную усадьбу, и епископ Саратовский Гермоген (Долганов). Тот самый епископ, который морально поддерживал царскую семью во время заключения Тобольске, пересылал им письма в пакетах с чаем, и был утоплен большевиками близ села Покровского…

Каждый шаг оборачивается особенной историей; за каждым именем – встает отдельная судьба.
Есть надежда, что усадьба Рихтер в Старой Потловке станет известным культурным центром России. И, собираясь в творческий отпуск, художники будут размышлять: куда махнуть: в Николу, где «Бирюзовый дом», прозрачная веселая Толшма и ягодные леса, по которым бродил Рубцов, в Феодосию, где каждый камень овеян поэзией, или же в Старую Потловку, где когда-то гостили выдающиеся литератор и стоит единственный в мире храм святой Аллы, ныне восстанавливающийся и оглашающий окрестности колокольным звоном…

Храм святой Аллы: чудо на стекле

Церковь-школа во имя св.мученицы Аллы была построена в камне 1901 году на месте деревянного одноименного храма. История его основания тесно связана с историей семьи Рихтер. В начале 1880-х годов у супругов Александры и Надежды Рихтер родился ребенок. Девочку назвали Алла, а близкие называли ее Аля. Когда ей исполнилось пять лет, родители разрешили ей посещать школу вместе с сельскими детьми. Осенью 1888 года в уезде началась эпидемия дифтерии.

Из-за опасности заражения Аля перестала посещать школьные занятия. К Рождеству в семье Рихтер было принято готовить подарки для сельских детей. В то Рождество Аля это делала с особым чувством. Она узнала о смерти нескольких ее деревенских детей… И вот однажды зимними вечером она сказала маме перед сном, что Господь заберет ее к Себе и ей там будет хорошо. В январе Аля заболела дифтерией, а спустя несколько дней умерла…
Потеря любимой дочки была страшным ударом для родителей. По воспоминаниям местных жителей и близких семьи Рихтер, в то время, когда гроб с телом девочки стоял в усадьбе, на одном из покрытых инеем окон проявился образ Божией Матери. Продержавшись около четырех часов, изображение струйками стекло на оконную раму. Это было окно дома Надежды Рихтер, выходившее на то место, на котором вскоре будет построен храм святой Аллы Готской.

Тема детства стала ключевой и для интерьера церкви, и для деятельности школы и прихода. По линии иконостаса были начертаны слова Спасителя: «Оставите детей и не возбраняйте им приити ко Мне, таковых бо есть Царство Небесное» (Мф. 19, 14)

***

Такой мне запомнилась Старая Потловка и Чеботаевка. Впрочем, всего не перескажешь. Здесь и дружелюбный лохматый пес, танцующий вокруг будки, и вкусный сыр местного производства. Кстати, вместо обеда в программе стояло слово «бранч». В итоге кто-то пошел к столу, а кто-то отправился на лужайку, предполагая спортивные игры. В Доме культуры, где у нас проходили заседания второго дня, стоит бильярд и горят очень уютные настенные светильники. А еще приезжали представители местной администрации, слушали выступления. Художница Наталья Алексеевна Баженова все два дня рисовала картины, а затем дарила участникам. В разговоре со мной про искусство она подчеркнула необходимость новаторства и что скучными пейзажами с типичными березками сегодня никого не удивишь. Главное, сказать что-то впервые и совершенно новое. Тогда это и будет ценно. Людмила Вязмитинова, представляла сборник «Магический реализм». Насколько я поняла, в этом направлении допускается смешение разных духовных реалий, и вся эта эклектика и релятивизм напомнило мне искусство позднего Рима, в котором были сильны оккультные и мистические начала. (Возможно, ошибаюсь). Также звучали авторские стихи, песни, воспоминания…

Что меня очень тронуло: после моего выступления мне предложили спеть «В горнице». Так, как это бывает у нас на заседании клуба «Соты». Когда я запела – все подпевали, и время вновь превращалось в тихую вечность, и звезды проступали в небе, и распускались на полях красные цветы…

 

Анастасия Чернова

Анастасия родилась в Москве

Читайте также: