ПЕРВЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ЛИТОДРАМА. ИТОГИ

Подведение итогов Первого международного конкурса «ЛИТОДРАМА» 25марта

25 марта в ауд.3 Литературного института состоялось подведение итогов конкурса «ЛИТОДРАМА». Список лучших пьес, отмеченных жюри, огласил его председатель, ректор Литературного института Б.Н.Тарасов

В связи с тем, что 1012 год был объявлен в России годом истории, Литературный институт выделил в проводимом конкурсе драматургов свою «историческую номинацию», в которой лауреатами стали:

Анастасия Матюшина (студентка Литинститута, сем.драматургии Малягина)
пьеса — Полшага до весны

Галина Переверзева ( ВЛК-2005г.)
пьеса — Венеция, год 1592

Николай Переяслов (вып.1993г. ) —  перевод с адыгского пьесы Любы Балаговой
ЦАРСКАЯ ЛЮБОВЬ
(Трагическая история Марии Темрюковны
и Иоанна Васильевича Грозного.
1560—1568 гг.)
музыкально-поэтическое действо в пяти актах.

Лауреатам был приготовлен трёхтомник Воспоминаний о Литературном институте, а авторам лучших пьес в других номинациях – поэтический сборник «Поклонимся великим тем годам» с диском  военных песен на стихи известных поэтов-выпускников Литературного института.

В номинации «мини-пьеса»
лучшими признаны работы

Никиты Ворожищева
Александры Гончаровой
Ивана Рыбаулина
Руслана Саянова
Сании Шавалиевой

В номинации «детская пьеса»
Геннадия Авласенко
Сергея Пронина
Любови Сидоровой
Елены Щербаковой

Подведение итогов Международного драматургического конкурса «ЛитоДрама»

В Литературном институте им. А.М. Горького прошёл торжественный вечер, приуроченный к Дню театра и завершению Международного драматургического конкурса «ЛитоДрама», учредителем которого выступил Литинститут.

Вечер вёл председатель жюри конкурса и ректор Литинститута – Борис Николаевич Тарасов. Борис Николаевич посетовал, что мы живём сейчас в эпоху социокультурной сложности, игры на понижение и утраты ценностей. И чем больше будет таких конкурсов, которые воспитывают в драматургах интерес к культурному наследию, тем лучше.

2012 год объявлен в России годом истории, и Литинститут решил выделить отдельную номинацию – историческая пьеса. Исторические пьесы решено было поддержать изданием сборника.

Галина Переверзева, ставшая лауреатом конкурса, зачитала отрывок из своей пьесы «Венеция, год 1592», посвящённой несправедливому суду над  Джордано Бруно.

Затем выступила Марина Анашкевич, которая вручила приз за номинацию, придуманную Союзом российских писателей – «Новый матриархат». В этой номинации победила Татьяна Рибера. Так же был отмечен Дмитрий Богославский.

Константин Полянский вручил приз от себя победителю в номинации «Мини-пьеса» Руслану Саянову и пообещал выпустить каталог драматургов, куда войдут все участники «ЛитоДрамы».

Участница «ЛитоДрамы» Лилия Юсупова из Горно-Алайска поприветствовала конкурс замечательным стихотворением. Так же попросили слово Лев Наумов (Санкт-Петербург), Игорь Игнатов (Саратов), Сания Шавалиева (Наберженые Челны) и Альмира Мухарямова (Уфа). Лев Наумов сказал: «Я не ожидал, что моя пьеса будет замечена. Я пламенно объяснял одному театральному режиссёру, о чём моя пьеса, а режиссёр как будто смотрел мимо, а потом сказал, что у него большая часть аудитории – это жёны нефтяников». Сания Шавалиева пожелала всем драматургам найти свой театр и режиссёра.

Лев Яковлев, член жюри, заявил о том, что он не согласен с положением конкурса, в частности, с правилом об отсутствии мата в пьесах. Считает, что ограничивать автора нельзя. И зачитал список тех, кто стал лучшим на его взгляд.

Режиссёр Александр Солопов сказал, что это хорошая идея – распределить потоки, сделать конкурсы разноформатными. И подчеркнул, что для него встретить столько прекрасных авторов – необычайный праздник.

Елена Пенкина, руководитель театра «Телос» выразила радость по поводу того, что конкурс пытается создать альтернативное пространство, обрести лицо, индивидуальность.

Театр им. Гомера представила пьесу-победителя в номинации «Мини-пьеса» — «Дама с собачкой» Руслана Саянова. Зрители были в восторге, смеялись. Алёна Бродягина предложила разделить пьесы на те, что для постановки, и те, что для чтения. Владислав Костюк рассказал, как они честно прочитали все пьесы в номинации, и разделил их на три группы: трэш, нормальная пьеса и новаторская. И добавил, что материалом для актёра является действие, а для режиссёра – борьба. А вообще Театр им. Гомера может поставить всё.

Галина Дубинина, член жюри, предложила в следующий раз выделить отдельную номинацию – философская пьеса, потому как ей попадались интересные пьесы с точки зрения философии, но которые, к сожалению, терялись в общем потоке. И добавила: «Миром движет любовь. И надо привносить в жизнь любовь, а не агрессию. Писать для зрителя». И пожелала всем присутствующим любви и счастья.

Лауреатами конкурса стали: Матюшина Анастасия, Переяслов Николай, Переверзева Галина, Ворожищев Никита, Щербакова Елена.

Дипломантами: Исмиляева Ирина, Авласенко Геннадий, Пронин Сергей (Сеппо Кантерво), Савинова Ирина, Алигер Филипп, Бьёрклунд Алекс, Журавихин Игорь, Богославский Дмитрий, Куновская Марина, Лановенко Виктор, Лаптева Светлана, Наумов Лев, Ахметзянова Гульнара, Куманичкина Елена, Михеенков Роман, Самойлов Алексей, Корель Игорь, Шавалиева Сания, Дидур Юлия, Гончарова Александра, Рыбаулин Иван, Сидорова Любовь, Гримберг Фаина, Игнатов Игорь, Климовски Керен, Шингирей Алексей, Саянов Руслан, Юсупова Лилия, Балыко Диана, Вержбицкий Виктор, Гаммер Ефим, Семенякин Владимир, Черлак Егор.

Поздравляем победителей!

Наталья Якушина

Разговор с Владимиром Малягиным (разговор записала Наталья Якушина)

Радостно, что интерес к пьесам есть, что люди продолжают писать пьесы, хотя это самый сложный жанр. Все авторы,  приславшие пьесы на конкурс «ЛитоДрама», оставили ощущение, что они знакомы с законами драматургии и способны писать. Не понравилось то, что много пьес  в популярном нынче «жанре» — чернуха. Чернуха подразумевает следующее: чернушные обстоятельства ошибочно принимаются за драматизм. Современное поколение видело самые разные эпохи – это плюс.
Много штампов. Один из распространённых штампов: действующие герои – бандиты, проститутки, бомжи… И что хочется сказать ещё о чернухе: у одних авторов в итоге получается просто набор чернухи, а других – «Преступление и наказание». Такая разница возникает из-за того, что произведение искусства не должно становиться фотографией из жизни, а автору необходимо высказывать своё отношение к жизни, событиям.
Сначала, читая пьесы, я впал в уныние, а потом всё-таки, к моей радости, картина стала многообразнее. Были пьесы, которые похожи между собой, но одна из них почему-то всё-таки выделялась, казалась лучше. Важно в пьесе чувство поэзии, поэтичности. Важно, как автор относится к тому миру, в котором живёт.
Одна пьеса выделялась из общего ряда. Это пьеса Анастасии Матюшиной. Ещё более радостно, что эта пьеса создавалась на моих глазах. Это моя ученица, первокурсница. Сначала Анастасия год просто ходила на мои занятия, не будучи студенткой. Выполняла все задания. Потом Анастасия рассказала мне о своём замысле, что она хочет написать пьесу о концлагере в Беларуси, вернее, об историческом факте существования в этом концлагере немецкого оркестра. Анастасия съездила в Беларусь, увидела то место, где находился концлагерь, изучила документы, хранящиеся в архиве. Такую последовательность в реализации замысла можно встретить  далеко не часто.
Иногда пьеса написана очень чисто и аккуратно, но она не трогает. Часто встречаются «газетные» идеи. «Газетных» идей мало для художественного произведения. Трогает то, что рождено в результате авторских чувств. Когда автор не жалеет своих чувств. Когда в тексте видны авторская любовь и авторская боль. Если автор не жалеет своих чувств, то это передаётся и зрителю, возникает отдача.
Была пьеса, которая пересказывала автобиографию автора, взаимоотношение с обществом и властью. Человек описывает свою жизнь. Эта пьеса хороша, как документ эпохи, но как художественное произведение не состоялась. Это ещё одна типичная ошибка: описать яркий эпизод своей жизни так, как он был, но готовых пьес не бывает.  В пьесе возникает особая литературная реальность.  Это не жизнь.
Не пишите пьес в стихах. Начинающий автор иногда думает, что он всех поразит, написав пьесу в стихах. Но забывает такую пьесу вписать в драматургическую историю. Несколько тысяч лет пьесы писались в стихах, и это использованный приём на все 100 %. Исключение: детские пьесы, сказки. Зачем современным героям разговаривать стихами? Это сразу отдаляет от героев. Такие диалоги выглядят неестественными. Мы сегодня не можем писать «Горе от ума». Пьеса Грибоедова тут же разлеталась в афоризмах, на каждой странице у автора можно прочитать один-два удачных афоризма. Тем более тяжело читать такие пьесы, когда стихи написаны на тройку. Если же стихи написаны лучше, то внимание отвлекается от действия на ловко написанные строчки. В некоторых пьесах были размещены тексты песен, что тоже далеко не всегда уместно. Бывает, что песня приводится целиком, а ты уже после первой строчки понимаешь, что хочет тебе сказать автор.
Среди авторов попадались те, кто может писать вполне состоятельно. Но надо представлять себе, что та пьеса, которую ты пишешь, может стать последней. И надо описать ту жизнь и тех героев, о которых до тебя никто не писал.
Я считаю, что литературная составляющая пьесы первична. Сейчас считается, что если пьеса не поставлена, то её вроде как и нет. Но вот, например, Вампилов так и не увидел постановку своей пьесы «Утиная охота». Сначала литература, а потом уже факт театра. Режиссёры могут выбирать самую невзрачную пьесу только потому, что так ему легче проявить себя, своё искусство. Берёшь невыразительное – и делаешь конфетку. Чтобы режиссёр поменял свою установку «поставить пьесу ради себя» на «поставить ради вас, драматургов», надо написать так, чтобы это была самобытная пьеса, ни на что не похожая, способная удивить с первой строчки.
Чем удивить? Я не знаю. Чернуха уже не удивляет. Наверное, это должен быть новый мир с новыми героями. Новое привносится личностью. Нужно прежде всего понять: что я за личность? Правильно ощутить свою личность в мире. Не стесняться своего, своей боли. Не стесняться того, что не в струе времени. Я прочитал с большой радостью две лёгкие, добрые пьесы. Важно сохранить чистоту взгляда. А некоторые пьесы читал и думал, что это написал один и тот же автор. И вдруг попадается что-то ни на что непохожее. Нужна самобытность. Абсолютно не такая пьеса, как у всех, затронет всех. Как начинать – самый большой вопрос. Но парадоксальность всегда привлекает внимание. Если написать: «Действия происходят в самой обычной квартире» или «- Здравствуй, Маша! — Здравствуй, Вася! — Как твои дела? — Хорошо», то этим не зацепишь. Хорошо, когда в пьесе всё необычно.
Дар не даётся просто так. Необходимо учиться. Необязательно это должен быть Литинститут или любое другое образовательное учреждение, иначе бы все поголовно выпускники Литинститута становились писателями. Не надо пытаться попасть в формат, это штампы. Если почитать черновики А.С.Пушкина, который, безусловно, обладал даром от Бога, приходишь к мысли, что редкий современный писатель способен так беспощадно работать над собственным словом. Надо уметь совмещать в себе писателя, редактора и критика.
Вот сейчас много фильмов про зомби. Это отвратительно. Это хула на человека. За мёртвых нужно молиться, а не убивать их. Вот взять работы Хичкока, родоначальника фильмов ужаса. В них нет задачи напугать, в них есть задача рассказать интересную историю про людей. Наша задача – противостоять, причём, каждый писатель противостоит в одиночку, своим творчеством.

Читайте также: