ОСТРОВ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Священник Сергий ФЛЯГИН

Обитель расположилась на острове, который находиться в бассейне одного из северных озер нашей страны. Ее первыми жителями в те далекие времена, когда Русь была разделена на княжества, были иноки, искавшие уединения, молитвенного и аскетического подвига, к чему ее местоположение посреди водной глади, удаленность от поселений и суровые природные условия наиболее способствовали. Еще тогда, спасаясь от бури, на острове оказался русский князь, который пообещал, если он выживет, построит храм на том месте, где спасется, так здесь и началось обустройство монастыря.

Обитель с тех времен постоянно развивалась, процветала и приносила духовные плоды, явленные миру своими подвижниками. В трагические годы начала двадцатого века ее закрыли, разрушив большую часть сооружений, сохранив только колокольню для нужд навигации. Сейчас, в наше время монастырь восстанавливается всем миром, и та одна единственная уцелевшая постройка – колокольня с храмом внутри, стала основой для его возрождения.

Молодой иерей Стефан стоял на берегу реки, покрытой льдом и небольшим слоем снега, на противоположном берегу возвышался на горе деревенский храм святителя с голубыми куполами. Спустившись на лыжах с заснеженного берега, он вступил на лед широкой реки, ведущей к озеру. Спустя непродолжительное время по правую сторону появился, храм на острове с поблескивающим в лучах зимнего солнца куполом.

Он издалека смотрелся как спасительный маяк на белоснежном зимнем озере. Подойдя поближе, ему удалось рассмотреть массивную колокольню и примыкающий к ней братский корпус, рядом с ним стоит деревянная часовня, у которой нашел свое последнее пристанище предприниматель и меценат, переехавший жить из города прямо на остров, восстанавливая своими силами обитель, тем самым положивший начало ее возрождения. Рядом уютно расположилась гостиница для паломников и россыпью небольшие хозяйственные постройки. Дополняло эту картину – северное солнце, опускающее за горизонт и своими лучами освящавшее и обогревавшее монастырь.

Подойдя к гостинице дьякона, встретил монах с темной густой бородой и светлым взглядом, который в поисках счастья и духовного мира оказался на этом святом острове. Отца Стефана разместили в кельи одного из иноков, который уехал на учебу в семинарию. Обстановка в ней была серьезная и аскетическая, и каждый раз засыпая и пробуждаясь дьякон серьезно задумывался о своей жизни, ее быстротечности, конечности, на что мы ее размениваем и что мы возьмем отсюда в конечном итоге.

Первым делом иерей решил зайти в храм под колокольней, в котором в этот момент проходило богослужение. Службы в обители начинаются довольно рано с четырех утра и с небольшими перерывами проходят до позднего вечера. Вся жизнь иноков строиться вокруг богослужения.

Храм достаточно большого размера, с центральной квадратной колонной по центру и полукруглыми сводами. Что необычно в наше время — на паникадилах поставлены восковые свечи, а все иконы в храме не висят, но стоят на подставках, установленных на стенах, по периметру храма и центральной колоны расположились стасидии. Иконостас оформлен лаконично, просто и аккуратно — с художественным вкусом.

Службы совершаются достаточно строго и благолепно, силами совсем небольшой братии. Вся атмосфера храма и богослужения проникнута глубокой серьезностью и напряженным молитвенным чувством, что невольно собирает в едино и сосредотачивает всякого входящего в храм. Все время на богослужении не покидает необычное ощущение, если так можно выразиться, наполненности пространства, и даже отойдя в самый далекий уголок, ты все равно чувствуешь, что ты не один, с тобой рядом кто-то есть. Присутствие Бога в уединении чувствуется сильнее в храме, чем когда он наполнен людьми. На вечерне, в полутемном храме, сходит на душу какое-то непонятное умиление и успокоение, которое нигде так полно не переживается, как здесь.

После богослужения отец Стефан познакомился с игуменом монастыря, высокого роста, худощавого телосложения, с веселыми добрыми и одновременно серьезными глазами, большую часть времени смотревшими глубоко внутрь себя. Вместе он производил впечатление очень спокойного человека, все его движения — плавные и неторопливые, во время которых, было ощущение, что он уже обдумывает множество действий наперед. В обители не принято много разговаривать, а если и общаются, то кратко и по делу. После непродолжительной беседы и знакомства все пошли на обед-ужин.

Трапезная расположилась в доме паломника, яства достаточно простые, в небольших количествах, но питательные. Во время трапезы принято чтение поучений и жизнеописаний святых. В монастыре питаются один раз в день во время Великого поста, отец Стефан от этого по началу, немного переживал, но буквально на второй день ему это очень даже понравилось, тем, что высвобождалось огромное количество времени на молитву и в течение дня, и как ни странно, голода он как такового не испытывал.

После трапезы удавалось немного пообщаться с насельниками. Все они были очень не похожи друг на друга. Так, например, иеродьякон – серьезный, немногословный, внешне похожий на поморских жителей дальнего севера, рядом с ним молодой послушник, с русыми волосами и светлым горящим взглядом смотрелся как полная противоположность, но вместе были единым целым.

Вечером, в малооблачную погоду, радуют и поражают закаты огненного диска солнца освящающего белоснежно-голубую гладь озера и небеса, переливающиеся сине-бирюзовыми оттенками. Ночью, в полной темноте, раскрывается небосвод с мириадами звезд и созвездий, горизонт сливается с небом и при этом возникает ощущение, что небо опустилось на твердь, и ты стоишь посреди созвездий, окутанным звездами, как снежинками.

Время на острове течет как летняя река, тихо и незаметно, постепенно, события, которые происходят в миру перестают волновать, и человек погружается в совершенно иное состояние. В последний третий день своего пребывания на острове, послужив литургию, отец Стефан, попрощавшись со всеми, собрался в обратный путь, в родные пенаты, к своей любимой матушке и родственникам. Возвращавшийся обратно по белоснежному озеру он все думал, о том, чтобы не потерять в, казалось бы, неизбежной суете и беготне жизни ту жемчужину, которую он нашел в святой обители.

2022 год


 

ОБ АВТОРЕ: Флягин Сергей Николаевич родился в 1984 году в городе Вологда. После учебы в университете работал в галерее современного искусства «Красный Мост». Окончил Вологодскую Духовную семинарию в 2018 году. Священник храма святителя Николая во Владычной слободе Вологды.

Читайте также: