Подведены окончательные итоги литературного конкурса, проведенного нашей редакцией

В Литературном институте им. А.М. Горького 21 июня состоялась церемония торжественного подведения итогов международного литературного конкурса «На семи холмах», проведенного газетой «Православная Москва» совместно с этим учебным заведением и Клубом писателей-выпускников Литинститута.

0hv_4135-1024x683

«В конкурсе приняли участие, конечно, не одни только воцерковленные люди, а все желающие, любящие наш город, интересующиеся Церковью и нашей историей и умеющие писать, – рассказал главный редактор «Православной Москвы» протоирей Михаил Дудко. – Поступило в итоге около трех сотен работ».

0hv_42841-279x333

Как заметил принявший участие в награждении победителей ректор Литературного института Алексей Варламов, в последние годы отчетливо заметен взаимный интерес Русской Церкви и современной литературы: «Это очень отрадно, поскольку русская литература, как мне кажется, в долгу перед Церковью. В XIX веке при всем огромном значении романов Достоевского и Толстого, повестей Лескова и Тургенева многообразию церковной жизни никто из литераторов достаточно внимания не уделил. Даже «Лето Господне» Шмелева написано уже в ХХ веке. Сегодня в современной литературе мы видим интерес к жизни Церкви. Преподаватели, профессора, писатели, которые работают в Литературном институте, пишут на церковные темы. Трое из них стали лауреатами Патриаршей литературной премии!»

В церемонии награждения принял участие камерный хор «Московские певчие» под управлением Ильи Мякишева и исполнительница народных песен Ангелина Василевская.

Говорят лауреаты

Андрей Галамага,
лауреат I степени, член Союза писателей России, выпускник Литературного института им. А. М. Горького, автор пяти книг стихотворений, пьес, киносценариев:
ЧТОБЫ УВИДЕТЬ КРАСОТУ, НАДО ЛЮБИТЬ

Москва – часть моей жизни, и я часть Москвы. Поэтому появилось огромное количество стихотворений, в которых лирический герой живет Москвой и московскими улочками, их названиями, историческими местами, церквами. Что еще сближает Москву с поэзией? Москва – православный град, город сорока сороков церквей. Именно он стал средоточием жизни на Руси, третьим Римом после падения Византии. Да, внешние изменения происходят: сносят старые дома, строят новые. Но так было всегда! Москва не просто «не сразу строилась». Она строилась постоянно, горела и выстраивалась заново. Никому не приходило в голову восстанавливать старые здания, на их месте ставили новые. На самом деле, это очень сложный момент: историческая память и необходимость хранить то, что изжило себя.

Те, кто не любит столицу, зачастую знают ее в пределах от дома до работы. Однако невозможно остаться равнодушным, когда ты знаешь каждую подворотню, каждый закоулок и проходной двор. Ты находишь там такую старину! Ларчик открывается просто: чтобы увидеть красоту, надо любить.

Елена Тарасова,
лауреат III степени, социальный работник, участница электростальского литературного объединения «Озарение»:
ВОСХИЩАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ОТКРЫТИЙ

Родилась я в деревне и потому не любила город. Деревня маленькая, все друг друга знают. Помню, впервые побывав в столице, пришла в ужас. Остановилась на месте, не решаясь сделать шаг вперед. А потом… прониклась. Идешь по Москве, только завернешь в какой-нибудь переулок, тупичок – памятная доска. Или встает на пути неизвестный музей, театр. Такая возможность постоянных открытий меня восхищает. Постепенно, гуляя по Москве, я поняла: город – не только шум и небоскребы, но и наша культура. Особенно мне нравится храм Василия Блаженного. Такой яркий и красивый! Поразил еще в детстве, и я просила маму, чтобы мы еще раз съездили посмотреть на храм. По душе Бульварное кольцо. Это и центр, и одновременно зеленое место…

Диакон Сергий Правдолюбов,
лауреат II степени, клирик храма во имя святителя Иннокентия Московского в Бескудникове:
ВЫЙТИ ИЗ ЛАБИРИНТА

Чаще всего пишу про семью, про то, как мы путешествуем. Образ Москвы привносит в мое творчество лирические нотки. Думаю, настоящее мое произведение о Москве впереди. Столица стремительно меняется, и хочется ее образы сохранить, запечатлеть в слове. Появились велодорожки, убрали от станций метро торговые палатки, в центре сняли наружную рекламу. Наконец-то можно взглянуть на город и… увидеть его! И то, что сегодня можно посмотреть вдаль, почувствовать размах, большие площади и широкие улицы, мне очень нравится. Кроме того, Москва – столица не столько в административном смысле, сколько в духовном. В Успенском соборе Кремля лежат мощи святителей, в Архангельском соборе покоятся останки самодержцев российских. Цари и императоры венчались на царство в Успенском соборе. И даже наши президенты перед инаугурацией молятся в Благовещенском соборе. Наш Кремль можно сравнить с головой страны, а ее сердце – это Троице-Сергиева лавра. Ее никак нельзя оторвать от Москвы, от государства. Две эти точки – средостение России. А значит, и нашего творчества…

Ольга Суркова,
лауреат III степени, выпускница Новосибирского университета потребкооперации и Высших литературных курсов Литинститута им.А.М. Горького, автор нескольких книг стихов и поэм:
ВЕЛИЧИЕ СРЕДИ МАШИН
Москва сразу захватила меня величием и золотыми куполами. Впервые побывав здесь, не могла бы подумать, что через два десятка лет буду жить в этом городе. Тут удивительны сочетания и полутона. Например, на Новом Арбате стоит церковь во имя святого Симеона Столпника. Я ходила мимо и всегда думала: как же она сжата автомобилями и домами со всех сторон! И при этом такая величественная! Об этом написала стихотворение…

Наталья Шахназарова,
лауреат II степени, выпускница Литературного института им. А.М. Горького,
Всероссийского государственного института кинематографии им. С.А. Герасимова, автор книги стихов «Два полюса во мне»:
ПРОЙДИТЕСЬ ПО УЛИЦЕ ГИЛЯРОВСКОГО!

Я родилась в Москве, и все самые главные события моей жизни связаны с этим городом. Есть поэты, которые пишут о жизни народа от разных лиц, а есть те, которые все пропускают через свою судьбу. Я отношусь ко вторым, и столица меня вдохновляла. Особенно приятно бродить по улице Гиляровского, рассматривать ее здания. Очень люблю храмы Москвы и с детства туда стремилась. Как однажды сформулировал Сергей Есенин, «я – Божия дудка». Это для меня и есть самое важное в творчестве, то, что несет поэт в мир.

Победители конкурса:

Поэзия:
1 место: Андрей Галамага (Москва)
2 место: Наталья Шахназарова (Москва)
3 место: Елена Тарасова (Электросталь) и Ольга Суркова (Люберцы)

Проза:
1 место: Андрей Растворцев (Чебоксары) – «Лешка»
2 место: диакон Сергий Правдолюбов (Москва) – «Лошадка, домашние котики и иподиаконская женитьба» и Вадим Рутковский (Москва) – «Певец православной Тавриды»
3 место: Олег Селедцов (Майкоп) – «Плеск златозвонной реки»

Специальные дипломы:

От газеты «Православная Москва»:
Татьяна Федорова, послушница монастыря в честь Всех святых, в земле Русской просиявших,
(Читинская епархия, Забайкальский край)

От Клуба писателей Литературного института:
Сергей Арутюнов (Москва) – «Метро»
Тамара Канивец (Москва) – стихи
Ольга Кунавина (п. Яя, Кемеровская обл.) – «Поэт трагической забавы»
Сергей Мурашев (Каргополь) – «Многоглавый храм»
Глеб Самойленко (Омск) – стихи

Мнение членов жюри

Лола Звонарева,
литературовед, критик, главный редактор альманаха «Литературные знакомства», доктор исторических наук:
ПОДЛИННОЕ ИСКУССТВО СОЗИДАЕТ ДУШУ

По мнению художника Ивана Билибина, все искусство делится на две части: то, которое разрушает душу, и то, которое созидает. Я счастлива, что наши победители и финалисты душу созидают. Уверена, они еще напишут множество замечательных произведений, а конкурс ждет долгая жизнь.

Ирина Ордынская,
прозаик, драматург, критик, автор многих книг и пьес, идущих на сценах московских театров, главный редактор литературно-художественного альманаха «Алый парус» и одноименного литературного объединения:
ВАЖНО, ЧТОБЫ ПИСАТЕЛЬ СМОТРЕЛ В НЕБО

Когда ругают столицу, я всегда вспоминаю, что говорила святая блаженная Матрона Московская: «Это святой город». Мне довелось оценивать работы в номинации «Москва за нами». Лавина произведений! Читала днем и ночью, и чем больше читала, тем больше радовалась. С некоторыми авторами даже вступила в переписку. Было ощущение, что на связи – вся Россия. Нам важно, чтобы взгляд писателя был не по горизонтали, а поднимался в небо. Еще недавно таких начинаний быть не могло, поэтому для меня это чудо.

Григорий Шувалов,
поэт, главный редактор поэтического альманах «Разговор»:
ПРИМИРИТЬ ВЕРУ И ТВОРЧЕСТВО

Очень хорошо, что такой конкурс проводит православная газета. В православных кругах бытует мнение, что творчество – это вредно. Зачем Пушкин, когда есть творения святых отцов? Однако людей творческих нужно собирать, а наша русская литература все-таки духовно ориентирована, она нацелена на высокое в человеке. Такая позиция газеты мне близка. Стихи были разные – и простые, и профессиональные. В первую очередь мне бы хотелось отметить профессионалов. У Елены Тарасовой интересная песенная интонация, возможно, несколько восторженная, однако в наше издерганное время считаю это уместным. Ольга Суркова пишет простые искренние стихи, видно, что любит Москву и старается запечатлеть ее в своем творчестве. Стихи Натальи Шахназаровой плотно сбиты, очень эмоциональны, дышат историей своего рода и страны. Поэзии Андрея Галамаги свойственна очень глубокая смысловая составляющая, безупречная техника, оригинальные рифмы. Андрей примиряет в себе веру и творческую составляющую. Показывает, что можно быть одновременно и верующим, и творческим человеком. Это очень важно.

Анастасия Чернова,

опубликовано в № 12 (601) июнь, 2016 г.