НА САМОМ ДЕЛЕ

НА САМОМ ДЕЛЕ
Музыка. Что может быть живописнее? Ряд белых клавиш старенького фортепиано. Черные клавиши-прочерки сверху. Я бросаю небрежными горстями трезвучия и одновременно задаю октаву. Нажимаю педаль – и вот глухое эхо соединяет, смазывает звуки в единое полотно. Так, словно бы я добавила в акварель воды, и все поплыло, причудливо мерцая. Конечно, здесь нужна мера, иначе мелодия обратится в мутное пятно. Завершаю набросок. Указательным пальцем, словно кистью, провожу четкую линию гаммы. Так в школе не учили, подсмотрела в одном фильме и теперь забавляюсь. В современных сонатах ведь можно все, правда? А вот прелюдия Баха. Совсем другая по настроению и колориту: строгая и чеканная, похожая на средневековую гравюру. Точечный пунктир стаккато лишь добавит акцентов, усилит гармонию пропорций. Перспектива, как и положено, будет бесконечной. Потому что игра на пианино – это, на самом деле, рисование.

***
Рисование. На моем столе плотные листы бумаги и кисти. Акварель «Белые ночи», палитра. Смочив кисточку в воде, опускаю в индиго, а затем в фиолетовый цвет. Таким будет оттенок мостовой и ноябрьского неба, сумрачный, но с просветом, легким и почти незаметным. Черный припечатал бы сюжет своей безысходностью, индиго с фиолетовым – таит в себе воздушность. Конечно, рассвет станет явным, если смешать охру и сиену жженую. Но это уже другая история.
Беру другой лист. Церулеумом и серой пейной набрасываю контуры кроссовок. Незначительный сюжет, кажется. Но потертость подошв расскажет о дальних путешествиях и танцах. Только терпкий звук проходящего поезда обреченно растает вдали.
Дымка вокруг предметов (рисую натюрморт) поведает о светлой грусти, а нелепые контрастные тени – о противоречиях и поиске нового слова. Потому что рисование – это, на самом деле, рассказ.

***
Рассказ. Тускло сияет монитор ноутбука. Впереди вся ночь, темная и бесконечная ночь ноября.
Это только кажется, что для рассказа сначала надобно сочинить какой-нибудь сюжет. Это не так. Ничего придумывать не нужно. Только вслушиваться, ловить интонацию, ритм. Тональность. Сейчас за окном тоскливо гудит ветер, метель бережно скрывает соседние дома. Неяркий свет в далеких окнах. Всполохи снежинок под фонарем. Приглушенные шорохи и тишина, тишина… Паузы необходимы: вкрапляясь в мелодию, они добавят выразительности. Поэтому я перечитываю первый абзац нового рассказа и вычеркиваю лишние слова. Иногда, впрочем, что-то и добавляю. В том случае, конечно, если так подскажет звучащая вокруг мелодия, ее настроение и порыв. Потому что рассказ – это, на самом деле… музыка.

Анастасия Чернова

Анастасия родилась в Москве

Читайте также: