МИРА КОЛЬЦОВА: РУССКИХ НЕ ЛЮБИТЬ НЕ ЗА ЧТО

Государственный академический хореографический ансамбль имени Н.С. Надеждиной «Берёзка» давно стал одним из символов русской культуры. Коллектив в 1948 году создала выдающийся хореограф Надежда Надеждина. Её постановки «Берёзка», «Лебёдушка», «Цветы полевые» и многие другие вобрали в себя лучше, что было в русских народных танцах и стали новым словом в хореографии того времени. Не удивительно, что к «Берёзке» вскоре пришла мировая слава. Ведущей солисткой ансамбля на долгие годы стала народная артистка СССР Мира Кольцова, талант и красота которой как нельзя лучше способствовали выражению образов Надеждиной. С 1980 года и до наших дней она является художественным руководителем «Берёзки». Автору этих строк посчастливилось задать несколько вопросов легендарной Мире Михайловне Кольцовой. 

— В своих интервью Вы не раз подчёркивали, что «Берёзка» должна постоянно развиваться, чтобы не превратиться в музей. Как ансамблю удаётся на протяжении десятилетий оставаться в творческом поиске и развитии?

— Это непростой вопрос, вы беседуете с человеком, который всю свою сознательную жизнь посвятил ансамблю. В 18 лет, когда я была ещё ученицей Школы Большого театра, меня приняла в «Берёзку» легендарная Надежда Сергеевна Надеждина, чьё имя теперь носит наш ансамбль. Это именно её слова о необходимости постоянно развиваться я неоднократно цитировала в своих интервью. 25 лет я была солисткой «Берёзки», исполняла все самые сложные партии. Ещё при жизни Надежды Сергеевны я приняла на себя  руководство ансамблем, поскольку  ей было сложно выходить на работу по состоянию здоровья. Ансамбль я знаю, как, наверно, не знает никто. Это мой дом. Вот уже 43 года я руковожу «Берёзкой» и нам удалось сохранить практически весь репертуар, который был при Надеждиной. Однако при этом мы не относимся к своим старым номерам, как к чему-то «застывшему в бронзе». Например, я сократила длительность номера «Сибирская сюита». Когда-то он был новым для публики и его хорошо воспринимали. Однако изменилось время, поменялась публика. Приёмы, использованные в этом номере можно увидеть у других коллективов, поскольку у «Берёзки» довольно часто что-то заимствуют, а мы стараемся не цитировать других, находить своё. И в итоге сокращённый номер стал лучше восприниматься публикой. Ветераны ансамбля, к моему великому счастью, говорят, мне: «Мира, тебе удалось проникнуть в душу Надеждиной, не испортить её замыслов».   Надежда Сергеевна оставила нам огромные традиции. Это касается не только хореографии, но и отношения к искусству и жизни. Время диктует необходимость двигаться вперёд, и мы движемся. В ансамбле работают, творчески развиваются прекрасные актёры, музыканты, композиторы.

— «Берёзка» начиналась с лирических танцев, выражающих гармоничный мир души русской женщины. Как Вы считаете, те образы остаются актуальными сегодня?

— Я всегда говорила и говорю – образ русской женщины в искусстве изуродовать невозможно. Именно русская женщина самая красивая в мире. В том числе и духовно красивая. И это отображается в искусстве, в первую очередь в литературе. У наших классиков русская женщина очень разная. Но всегда по-своему прекрасная. Она и пушкинская, и есенинская, и некрасовская, и шолоховская. Женские образы у этих писателей вбирают в себя всю красоту России и будут актуальны всегда. Это я бы сказала и об образах в хореографических новеллах «Берёзки».

— Вы, помимо прочего, народная артистка Украины. Как Вы относитесь к тому, что происходит последние годы между нашими странами?

— В советское время «Берёзка» очень много выступала на Украине. И нас прекрасно принимали в тех городах, в которых, как считается, сейчас наиболее неоднозначное отношение к России и русским. Помню как к 320-летию заключения Переяславской Рады, Надеждина поручила мне подготовить специальную новеллу. Было страшно, поскольку ответственность огромная, но я всё же нашла ход – сначала на сцене появлялась группа девушек в украинских нарядах, потом – в русских, потом они объединялись. Публика и знатоки приняли танец очень хорошо.  Я искренне любила и продолжаю любить украинский народ и мне безмерно больно от того, что происходит на Украине, особенно от гонений на православную церковь. Я верующий человек и не могу равнодушно к этому относиться. При этом я понимаю, что, несмотря на всю пропаганду, большинство жителей Украины продолжают хорошо относиться к России и русскому народу. Именно поэтому я продолжаю везде говорить, что я народная артистка Украины, не отрекаюсь от этого звания. А вообще я всегда была уверена, что русских не любить не за что. Мы — добрый, великодушный народ. 

— Какие перспективы, на ваш взгляд, у хореографии, основанной на народных традициях, в 21 веке?

— Мы с вами люди и отличительная особенность человечества – память. Не стоит опускаться до животного уровня, забывать о своих корнях, традициях. Хотя и у животных, как мы знаем, присутствует генетическая память. А мы тем более не должны забыть родное, исконное. Меня радует, что в России я знаю множество детских коллективов с прекрасными руководителями, которые увлечённо занимаются народными танцами. Я постоянно даю мастер-классы, показываю основы танца. До пандемии мы проводили конкурсы среди детских коллективов. Я вижу, что у подрастающего поколения интерес к народным танцам не потерян, и поэтому уверена, что они будут любимы народом и востребованы всегда.

Алексей Полубота

 

Читайте также: