ЛЮДИ БЕЗ КОЛОКОЛЬЧИКОВ: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА Б.ЖИЛИНА

Наталья Попфалуши 

Художественное своеобразие романа Б. Жилина «Люди без колокольчиков»


 

Аннотация
В 1976 году в издательстве «Современник» выходит новый роман астраханского писателя Бориса Жилина «Настежь дверь», который в 1981 году был переиздан в волгоградском издательстве под названием «Люди без колокольчиков». В романе в фокус художественного изображения попадают больные лепрой, события Великой Отечественной войны, история современного (на момент написания) села Грушева. Писатель метафорически «обыгрывает» слово «лепра», противопоставляя человеческое в больных лепрой и общественную «проказу», которая убивает в людях человеческое, делая их равнодушными.

Ключевые слова:
Борис Жилин, Сухановы, Воронцовы, Кряжевы, Зерениновы, село Грушево

Жилин Б.И. родился в городе Астрахани, окончил десятилетку. Затем поступил в Астраханский медицинский институт, который окончил с отличием. В январе 1943 года по направлению облздравотдела приехал работать в Енотаевскую районную больницу на должность главного врача и навсегда связал свою жизнь с районом. Он работал заведующим райздравотделом, эпидемиологом.

Шли годы, и накапливались впечатления о людях, живущих рядом. Поводом для написания первого рассказа послужил случай, когда в больницу привезли обмороженного молодого чабана, который в пургу сохранил колхозное стадо. Первый рассказ был написан в 1950 году и назывался «Мужество».

Следующая книга «Настежь дверь» потребовала от автора более 10 лет работы. Она вышла в 1976 году, в издательстве «Современник». В 1981 году роман был переиздан в Волгограде, на этот раз под названием «Люди без колокольчиков».
Роман «Люди без колокольчиков» нельзя однозначно соотнести с традиционной деревенской или производственной прозой: он представляет собой синтетическое явление. С одной стороны, знакомство с жизнью села, бытом колхозников, с другой – борьба врачей с лепрой, конфликт между малодушием и долгом (в решении производственных задач). Но прежде всего мы видим роман-хронику: описываются события Великой Отечественной войны, гармоничное сплетение судеб четырёх семей: Воронцовых, Кряжевых, Зерениновых, Сухановых. Анализируя жанровое своеобразие романа, М. Шеломенцев отметил: «… за местным своеобразием жизни героев встают проблемы вечные, всегда волнующие литературу, — проблемы человеческих взаимоотношений, нравственности и безнравственности, подлости и благородства».

Действие романа происходит в 70-е годы XX века в одном из сел Нижней Волги. Изображение трагической судьбы «отверженных» людей – больных лепрой, семейная хроника нескольких поколений крестьян, живущих в Грушеве — одном из волжских сел, и воспоминания о Великой Отечественной войне формируют несколько взаимосвязанных сюжетных линий произведения. Прототипами героев романа стали земляки писателя – енотаевцы. В совхозе Волжском «на семейном подряде» работала бригада гуртоправа Ивана Федоровича Борзенко. Семья эта была примечательна тем, что, начиная с матери Борзенко, Елизаветы Демидовны, три поколения ее выращивали совхозных бычков, давая высокие привесы при минимальных расходах кормов. «Я дважды публиковал в «Сельской жизни» очерки об этой династии животноводов — в 1967 году «Хозяин степи» и в 1983 году «Своя звезда». Признаюсь, от гуртоправа Ивана Федоровича моему герою романа «Люди без колокольчиков» гуртоправу Илье Демидовичу Воронцову перешли такие драгоценные качества, как добропорядочность, трезвый крестьянский пригляд и расчет, чувство собственного достоинства, стремление к трудовому воспитанию детей, а их у Борзенко пятеро. И усадьба Воронцова в романе — прямая копия подворья Борзенко 1967 года, когда у него на «точке» проходил областной семинар гуртоправов»,– писал Борис Жилин. 

Сюжетная линия главного персонажа гуртоправа Ильи Воронцова организует повествование, придает ему цельность, «связывает» события, происходящие в семьях Воронцовых, Сухановых, Кряжевых, Зерениновых.
Илья Воронцов, Евдоким Кряжев, Владимир Зеренинов, Александр Суханов во время войны вместе попали в плен к немцам. Владимир Зеренинов погиб в концлагере из-за предательства Александра Суханова, о котором узнали лишь многие годы спустя, когда был изобличён бывший полицай концлагеря Семён Донской.
Семья Воронцовых
Илья Демидович и Ефросинья Павловна живут вместе более двадцати пяти лет, вместе с мужем она работает на животноводческой точке.
Илья Демидович – известный на всю область гуртоправ. Он честный, справедливый, не имеет привычки «юлить», лицемерить: правду всегда говорит в глаза. Илья Демидович – настоящий хозяин: на точке у него во всём порядок, он не ждёт помощи от колхоза, а привык делать всё своими руками – и сено накосить, и кошары отремонтировать, и движок электрический наладить. Быть справедливым, трудолюбивым он научил и своего сына Дмитрия, который заочно учится на зоотехника и вместе с отцом является гуртоправом.
Дочь Воронцовых Марина работает учительницей в сельской школе, она выходит замуж за Суханова Ивана.
Дмитрий Илья Демидович и Ефросинья пережили много испытаний судьбы: и долгую разлуку во время войны, и внезапную болезнь Ильи. Илья Демидович не сломался, узнав о проказе. Наоборот, сила духа, трудолюбие, стремление быстрее выздороветь и вернуться домой помогли ему победить страшную болезнь.
Семья Кряжевых
Евдоким Гаврилович – друг Илья Демидовича, они вместе прошли войну, были в концлагере, совершили побег из него и были вновь схвачены , но не предали друг друга. Они всегда готовы помочь другу, Евдоким Гаврилович не оставляет друга, когда узнаёт о его страшной болезни: пишет ему письма, шлёт посылки с яблоками, навещает Илью Демидовича во время его «отпусков» из лепрозория.
Анастасья Тимофеевна – его жена. Аня и Лида – дочери. Лида – жена Дмитрия Воронцова, но из-за недуга Ильи Демидовича ушла от него. Анечка, работает медицинской сестрой, готова на всё ради больных (вспомним, как она бросилась на шоссе перед грузовиком, чтобы остановить машину для умирающего больного!). Она помогает больному Геннадию Суханову, массируя его онемевшую руку, делает ему уколы, навещает его, беседуя о живописи. Именно её портрет будет напечатан в газете. Аня влюблена в Дмитрия Воронцова, и они начали встречаться после того, как Лида ушла от Дмитрия.
Семья Зерениновых
Владимир погиб в немецком лагере, а его жена Надя после уже не вышла замуж, она осталась верна своему мужу до конца. Их сын Сергей – честный и добропорядочный человек, он был избран парторгом колхоза и всегда выполнял свою работу добросовестно, боролся за справедливость (Илья Демидович Воронцов и Евдоким Гаврилович Кряжев часто говорили, что он похож на отца, называли его Сторокой, как и отца.)
Семья Сухановых
Александр и Варвара Сухановы – муж и жена. Он предал своих товарищей в концлагере, сдав немцам Владимира Зеренинова, из-за чего тот погиб. Жив отец Александра — Парамон Христофорович, который ещё «Зимний брал!». Но когда его расспрашивали о штурме, он вспоминал лишь богатство дворца и сокрушался, что у него своровали изумительной выделки лист кожи, который он самолично срезал с царского стула. В селе их семью считают хапугами, называют Шипулями, потому что они могут оговорить сельчан, Варвара любит распространять слухи, из-за чего над ней даже состоялся товарищеский суд.
У Александра и Варвары четверо сыновей: Иван, Станислав, близнецы Геннадий и Николай. Несмотря на общих родителей и одинаковое воспитание, братья совершенно разные.
Старший Иван – тракторист, всегда работает честно, его награждают вымпелом за ударный труд. Он женится на Марине, дочери Ильи Демидовича, искренне переживает из-за болезни тестя, не отворачивается от него.
Станислав – директор Грушевской школы, оказывается подлым человеком: из-за отказа Марины Воронцовой выйти за него замуж он не противостоит анонимным письмам, цель которых убрать её из школы по причине болезни отца, наоборот, он не допускает Марину до работы. Когда его брат Николай и подросток Юрка Шишкин кривляются под звуки «Бухенвальдского набата», он лишь снисходительно посмеивается, хотя должен был прервать кощунственную пляску. А когда Станислав узнаёт о предательстве отца, то уезжает из родного дома, считая, что тень предательства падает и на него, директора школы, а это может навредить его репутации.
Геннадий, один из близнецов, – калека.
Второй брат-близнец Колька Кряковой (так его начали называть после того, как он упал с дерева и начал издавать «крякающие» звуки) работает сначала шофёром в колхозе. Так как его с отцом ловят с поличным на краже комбикорма, он получает срок условно, отца смещают с должности бригадира строительной артели. Сухановы хотят «обелить» себя и по совету Станислава просят им дать отару недавно погибших братьев Васильевых: так Александр Суханов, его отец Парамон Христофорович и Колька становятся чабанами. Но якобы искреннее желание исправиться фальшиво: они продолжают воровать, утаивая приплод овец и отправляя ягнят в собственную отару. Для Кольки воровство – обычное дело. Он чёрствый, равнодушный, он с азартом рассказывает своему брату Геннадию, как убил на грузовике матку сайгака с ягнёнком. Колька в конце концов становится убийцей – он ударил кулаком беззащитного Геннадия, который не побоялся сильного брата и высказал ему в лицо всё, что о нём думал, назвав его жуликом и пригрозив рассказать о воровстве Сергею Зеренинову.

Геннадий Суханов – очень яркий персонаж романа «Люди без колокольчиков». Именно его образ привлёк наше внимание. По-детски чистый, искренний юноша притягивает своей внутренней силой, цельностью характера. Несмотря на инвалидность, Геннадий стремится к воплощению своей мечты – он хочет окончить академию художеств и стать знаменитым художником. Его любимый художник – И. Н. Крамской, он зачитывается его трудами, размышления Крамского о таланте заставляют задуматься Геннадия над своей будущей судьбой: он прекрасно понимает, что болезнь прогрессирует и сил остаётся всё меньше. Но Геннадий не сдаётся: не случайно своим девизом он считает строки любимого астраханского поэта Бориса Михайловича Шаховского. Геннадий пишет пейзажи (многие – по памяти) и портреты. Смерть молодого художника потрясла всё село, так как его считали местной знаменитостью, искренне любили его и жалели, что он родился в такой нечестной семье.

Список литературы
1.Жилин Б.И. Люди без колокольчиков: Роман в 4 частях. – Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во,1981.-446 с.
2. Чиров Д. Т. Писатели Нижней Волги (критико-биографические этюды) / Волгоград : Ниж.-Волж. книж. изд-во, 1973. — 224 с.
3. http://www.dslib.net/russkaja-literatura/problematika-i-pojetika-prozy-b-zhilina.html
4. http://cheloveknauka.com/problematika-i-poetika-prozy-b-zhilina
5. https://www.proza.ru/2015/07/18/1814

Приложение
Портретные характеристики
Геннадий. «Огромные тёмные детски-чистые глаза, слабая грудь, узкая рука, в которой он держал кисть с краской. Большая голова, копна волнистых русых волос. Беспредельной доброты взгляд, добрая, смущённая улыбка»[1]. (С.172)
Аня. «Курносенькая, с высокой причёской – начёсом и удлинёнными, на восточный манер тёмными глазками».[1] (С.34) На высокий лоб падает пышная прядь, глаза распахнуты на мир с задумчивой доверчивостью, а в чётком подбородке и резко вылепленных губах юного лица угадывается незаурядный характер».[1] (С. 43) «На маленьких ушах серьги – две капли крови, точь-в-точь как на донорском значке».[1](С. 61)
Илья Воронцов. «Сухощавое лицо пошло красными пятнами, две морщины от прямого хрящеватого носа к аккуратной щёточке седоватых усов, где обычно пряталась усмешка, дрогнули, застыли и словно углубились. Серые глаза гневно сверкнули».[1] (С.103)
Дмитрий. «Из- под русых кудрей глядят задумчивые серые глаза. Возмужал, вытянулся». [1] (С.241)
Иван. «Высокий, широкоплечий, с огромными руками. Тёмные глаза, худое подвижное лицо.
Пейзажи
1.«Стайка ворон в снегу»
«За окном густо падает крупный, лапастый снег. Стайка ворон купается в снегу, птицы жадно хватают его раскрытыми клювами, начинают играть: то лягут на бочок и перебирают лапками, то вытянут их в сторону или, перевернувшись, поднимут лапки кверху. Одна застыла на спине, как дохлая, другая подкралась к ней сзади, клюнула в хвост». [1] (С.166)
2. «Волга»
«Голубая вода. На той стороне, на острове, пологий песчаный берег, матово-зелёная гряда леса. Пески будут весь день менять окраску: рано утром – серые, сизые, в полдень светлеют, жёлто-знойные, слепят, к вечеру синеют, а на закате – розовые» [1] (С.222).
3. «Первый снег»
« Проснувшись, Геннадий увидел мягкий матовый свет, наполнявший комнату. Он подтянулся к окну и так и прилип к нему. Всё было покрыто чистым белым снегом: густая кудрявая грязь, накануне скованная заморозком; стог сена, как покрытый глазурью кулич, какой на пасху печёт мать… Там, где вчера ещё виднелась клумбочка с гвоздиками и петуньями, возвышался горбатый белый холмик. Пухлые пласты снега лежали на амбарах и хлевушках, на крыше соседнего дома, из трубы которого столбом поднимался багровый дым. Пышными подушками снег покоился на вереях ворот, клочьями свисал с вяза, протянувшего с улицы свои ветви. По углам, за постройками, снег был сумеречно-синеват, но на голубом ясном небе уже всходило солнце, бросая на белое великолепие длинные алые блики.
Геннадию стало беспечно весело, как в детстве». [1] (С.344)

Читайте также: