ИВАН БУНИН: ЭМИГРАЦИЯ В СУДЬБЕ РОССИИ

13 октября в Литературном институте им. Горького после летнего перерыва возобновил свою работу Клуб молодых прозаиков. Первое в этом сезоне заседание клуба было посвящено историко-литературной теме:

«Иван Бунин: эмиграция в судьбе России»

О судьбе этого писателя размышляют не только в юбилейные дни. Он всегда в центре внимания. Его судьба, его творчество привлекают исследователей и читателей. Наверное, поэтому впервые в работе клуба принял участие преподаватель Литературного института, и как никогда много было не только выпускников, но и студентов.
Первым выступил к.ф.н., доцент Сергей Романович Федякин, он ввёл слушателей в особенности художественного поиска Ивана Бунина, рассказал про то, как творчески преломилось его пребывание заграницей, ведь, «несомненно, именно там он сумел достичь своих вершин в искусстве повествования». Прежде творчество И. Бунина, как и любого другого писателя-эмигранта воспринималось по начертанному стандарту: Твардовский, например, полагал, что написанное Буниным в России, – это запах цветущего луга, а в эмиграции – запах сена. «Сено пахнет более однотонно, – пояснил Сергей Романович, – и я думаю, что писатели, которые оказались за рубежом, как раз предпочли бы запах сена – запаху цветущего луга. В то время многие пришли к такому ощущению в искусстве художественного слова, когда для создания подлинного произведения не нужно ничего лишнего, не нужна пестрота. Нужен, напротив, точный язык и точный, если переводить на язык Твардовского, запах».
Своими наблюдениями поделились также и постоянные участники клуба – выпускник института, к.и.н. Артем Каратеев, редактор отдела публицистики журнала «Наш современник» Станислав Зотов, Анастасия Чернова и студент 5 курса Андрей Тимофеев: они выявили самые важные, на их взгляд, особенности художественного мира Ивана Бунина.
Артём Каратеев подчеркнул, что объективные жизненные ситуации обострялись личным видением и чувствованием мира, его кризисного времени, воплощаясь в то самое экзистенциальное ощущение «бездомности», которым пронизаны произведения Бунина.

Станислав Зотов назвал Бунина отдельно стоящей звездой. «Он не вмещается в общий литературный процесс. Бунина дало трехсотлетнее развитие дворянской культуры».

В работе Клуба принимают участие не только прозаики, но и молодые музыканты. Своей активной творческой деятельностью они служат для нас примером.
В этот раз из Петербурга приехал гармонист Золотой десятки России, лауреат российских и международных конкурсов Игорь Шипков. В свои 26 лет он не только дает сольные концерты по всей стране, но и преподает в университете Культуры и искусства, ведет передачи на петербургском радио и телевидении, организует молодёжные музыкальные фестивали. Игорь исполнил под гармонь несколько песен.
А завершился вечер выступлением студентки Консерватории Наталии Терёхиной, которая познакомила нас с произведениями С. Рахманинова.
***
Интересный момент в творчестве Ивана Алексеевича – это происхождение той самой щемящей грусти, о которой сказала Настя и которая присутствует в его произведениях словно не в самом тексте, а где-то за ним. Как звук струны в «Вишневом саде».
Казалось бы – Бунин вполне удачный в жизни писатель. Дворянская семья, имение Озёрки, замечательное домашнее образование под руководством старшего брата, успех у женщин, две жены, обе – красавицы. Общение и дружеские отношения со многими известными людьми от искусства. В эмиграцию Бунин попадает (в отличие от молодых собратьев по перу) известным автором, его читают, приглашают, он поселяется в замечательном месте на юге Франции. И вместе с тем литературоведы и исследователи не раз отмечают его «бездомность». Кажется, об этом же пишет и Юрий Казаков в своих набросках к ненаписанному роману о Бунине. Что не было у него дома, в котором был бы он спокоен, куда мог бы пришвартоваться, как пришедший из дальнего плавания корабль. Несмотря на мировой успех, были у Бунина жизненные трагедии – смерть ребенка, проблемы в отношениях родителей, проблемы в собственных семейных делах.

Бунин остро переживал потерю старой дворянской России, во многих рассказах словно показывая, как незрел русский мужик для самостоятельного существования, вне мира дворянской усадьбы («Захар Воробьев»). За эти чувства и мысли, а заодно и за нестандартный стиль писателю доставалось от многих – достаточно вспомнить критику его «Деревни». Переживал Бунин и русский исход и приведшие к этому революционные события.
Объективные жизненные ситуации обострялись личным видением и чувствованием мира, его кризисного времени, воплощаясь в то самое экзистенциальное ощущение «бездомности», которым пронизаны произведения Бунина.

Читайте также: