ГЛОБАЛЬНЫЙ ДЕФИЦИТ ЛЮБВИ

Казалось бы, нас приучают к мысли, что публика сегодня настроена на легкие непритязательные фильмы с неглубоким юмором или уж на остросюжетные «экшены». Дескать, в современной жизни столько проблем, что от искусства люди ждут только развлечений, ухода в необычную реальность. Если исходить из таких установок, то спектакль «Папа» по пьесе современного французского драматурга ФлорианаЗеллера был изначально обречен на провал. Поскольку в нём поднимается тема тяжелая и больная для одних и малоинтересная для других, кого она не коснулась напрямую – взаимоотношения детей с постаревшими, теряющими адекватное восприятие мира родителями. Однако не первый год этот спектакль  идет с успехом на разных театральных площадках. Не так давно автору этих строк довелось присутствовать на аншлаге в реутовском ДК «МИР».

Полтора часа зрители напряженно следили за великолепной игрой Сергея Маковецкого, Марины Александровой и других актеров. А в конце устроили бурную овацию и долго не хотели отпускать своих любимцев со сцены.

Конечно, во многом представление держалось на неподражаемой игре народного артиста России Сергея Маковецкого. На полтора часа он буквально погрузил зрителей в мир поражённого болезнью Альцгеймера старика Андре. Но и сама режиссура антрепризного спектакля продумана очень грамотно. Минималистичные, но ёмкие декорации, постоянная игра светотени, словно отражающая проблески сознания в уме старого человека.  Сюжет, вроде бы, прост. Дочь Анна, до сих пор добросовестно заботившаяся об отце, устала. У неё появился любимый человек, который зовет ее с собой жить в Лондон. А отцу дочь готова предложить комфортабельный приют для престарелых в Париже, и обещает часто навещать его. Отец всеми силами сопротивляется, говорит о том, что ему не нужна ничья помощь, безосновательно обвиняет сиделок, приходящих на дом, в воровстве.  Казалось бы, с точки зрения общепринятой (хотя из размываемой в последние десятилетия) морали Анна не права и зритель вслед за автором должен осудить её. Однако пьеса выстроена так, что зритель начинает сомневаться: а не болезненные ли это фантазии в голове самого Андре? Может быть, он выдает свои страхи за реальность?

Ведь он же до сих пор считает, что его младшая самая  любимая дочь не погибла в автокатастрофе, а разъезжает по миру, покоряя окружающих своими многочисленными талантами. По крайней мере, в этом старик пытается уверить то ли окружающих, то ли себя самого. А вот старшая дочь, та, что жива и рядом, старается заботиться о нём, считает он, совсем не так хороша и унаследовала многие «не лучшие черты» своей матери.

Чем сильнее погружаешь в историю отношений Андре и его дочери Анны, тем больше понимаешь, что пьеса вовсе не об отношениях отцов и детей, и даже не о трагедии старости, когда силы и сознание нередко покидают людей. Она – о глобальном дефиците любви и взаимопонимания в современном обществе, о том, как люди пытаются спрятаться от ощущения своей затерянности в огромном мире. По своему несчастны в спектакле все: и Андре, и его дочь, и жених дочери, который то ли есть, то ли его нет, и с виду смешливая и беспечная, но, на самом деле, обладающая сильным характером сиделка.

И всё же при всей сложности и даже трагизме поставленных проблем, спектакль не производит гнетущего впечатления. Не только потому, что в нём много смешных сцен, которыми актеры пытаются «разбавить» тяжелый сюжет. Видимо, дело в том, что автор пьесы не имел своей целью, как это нередко бывает у современных драматургов, выставить своих героев в чёрном свете, показать их моральную деградацию. Нет, Флориан Зеллер любит людей, о которых пишет, несмотря на все их слабости. И актёры прекрасно донесли эту любовь до зрителей.

 

Алексей Полубота

 

 

 

Читайте также: