ФИЛОСОФ СВОБОДНОГО ДУХА

Семьдесят лет назад завершился земной путь Николая Бердяева. Алексей Козыревзаместитель декана философского факультета МГУ, главный редактор философского журнала «Сократ», размышляет, что же в бердяевском наследии важнее всего. 

Родившийся в Киеве в дворянской семье, потомок французской графини, Бердяев был исключен из Императорского университета имени св. Владимира за участие в революционном кружке и отправлен в ссылку в Вологду. Его путь — от своеобразно понятого марксизма через философский идеализм вел к православной церковности.

После революций 1917 года он читал в Московском университете курс о Достоевском и шел по Москве на заседание им созданной Вольной академии духовной культуры, с «Добротолюбием» под мышкой. Философ свободы, не терпящий насилия над чьей бы то ни было мыслью и личностью, гностик и еретик, как нередко называли его люди, не написавшие ни строки, он один из немногих остался верен Московскому патриархату, регулярно посещая богослужения в церкви Трех Святителей на улице Петель, а дом свой, будучи бездетным, завещал матери-Церкви.

Его книги переводились на многие европейские языки, а сам он семь раз выдвигался на Нобелевскую премию. Причиной такой известности был особый жанр бердяевской философской прозы, весьма отличной от стиля академического философствования. «Новое средневековье», «Судьба человека в современном мире», «Истоки и смысл русского коммунизма», «Царство духа и царство Кесаря» – в этих книгах с броскими названиями Бердяев ставил духовный диагноз своей эпохе, опознавая торжество человекобожеского начала в буре расовой и классовой ненависти. Причины такой болезни он видел в кризисе христианской веры и кризисе власти, когда правят не лучшие и достойнейшие, но ожесточившие свое сердце страстью наживы, ницшевской гордыней сверхчеловека.

Высланный из Советской России в сентябре 1922 года на «философском пароходе» в Германию, во время Второй мировой войны Бердяев страстно желал победы Красной армии, а после ее победы завещал России свой архив. Его работы стали массово публиковаться в России в год 1000-летия Крещения Руси.

Коммунизм и большевизм он оценивал как духовную болезнь, корни которой уходят вглубь русской истории и коренятся в особенностях национального духа, который жаждет соборного общения. Будучи, как он сам признавался в итожащем его жизнь «Самопознании», человеком одиноким, Бердяев был одним из главных организаторов русской христианской культуры на Западе. С 1925 по 1940 год он издавал журнал Русской Религиозно-Философской академии «Путь», который стал трибуной для многих русских писателей, публицистов, философов и богословов.

Он общался с виднейшими европейскими интеллектуалами своего времени — Габриэлем Марселем, Шарлем дю Боссом, Эммануэлем Мунье. В эпоху, когда человек рыскал в поисках кумиров и позабыл о Христе, он напоминал о том, что человек — икона Бога, созданная по его образу и подобию. Свобода, позволяющая жить духовной жизнью и выбрать для себя жизнь по-Божьи вне зависимости от обстоятельств и творчество, уподобляющее человека Богу-творцу, в том случае если это творчество руководствуется идеалами Добра, — вот главные заветы ушедшего от нас 70 лет назад Кламарского философа.

Алексей Козырев, заместитель декана философского факультета МГУ, главный редактор философского журнала «Сократ»
Опубликовано: газета «Православная Москва», №10-12 (647-649), июнь 2018 г.

Читайте также: