28 АВГУСТА — 95 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЮРИЯ ТРИФОНОВА

Екатерина ВИШНЯ

 

Советский писатель, Юрий Трифонов — советский писатель, мастер «городской» прозы, одна из ключевых фигур литературного процесса 1960-х—1970-х гг. в СССР.

Литературная стезя была выбрана им с детства, в школе Трифонов редактировал классные газеты, сочинял стихи и рассказы, в 1944 году поступил в Литературный институт имени А.М. Горького.  Его дипломная работа, повесть «Студенты» (1950), опубликованная в ведущем литературном журнале СССР «Новый мир», была удостоена Сталинской премии третьей степени и принесла автору известность. Юрий Трифонов продолжать искать свою тему и обратился к осмысления революции и её последствий для страны и народа.  В 1969 г. вышла повесть «Обмен», затем «Предварительные итоги», «Долгое прощание», «Другая жизнь», «Дом на набережной» (1970-1976). Неофициально они были объединены в цикл «Московские повести». Повести фактически представили читателю нового Трифонова: исследующего глубины человеческого характера, «великую силу недосказанного», отблеск истории в пробелах и разрывах повседневности, мир, в котором нет места ни состраданию, ни любви. Он назвал «другой жизнью» способность людей, вступая в завтра, помнить и удивляться тому, что было с ними вчера.

Неподвижной воды нет, а в той, которая кажется стоячей, тоже происходит движение — она испаряется или гниёт.

«Время и место»

Самую большую славу писателю принес именно «Дом на набережной» — повесть описывала быт и нравы жителей правительственного дома 1930-х гг. Внешнее благополучие скрывало жизненную трагедию: из комфортных квартир жильцы попадали в сталинские лагеря и были расстреляны. Семья писателя тоже проживала в этом же доме.

В разные времена настоящее выглядит по-разному.

«Дом на набережной»

Проза Трифонова зачастую автобиографична и наполнена рефлексией о месте человека в мире. Главная тема творчества — судьба интеллигенции в годы правления Сталина, осмысление этих лет для нравственности нации. В повестях Трифонова раскрывается мир советского горожанина конца 1960-х — сер. 1970-х гг. Для того, чтобы прочитать книги писателя, читатели записывались в очередь в библиотеках. Многие книги Трифонова фотокопировались и распространялись в самиздате. Трифонов автор не только малой прозы, но и романов «Нетерпение» — о народовольцах, в 1978 г. — роман «Старик». Их можно объединить в условную трилогию, начало которой положил «Отблеск костра». Трифонов в «Старике» сопрягает прошлое, настоящее и будущее одновременно.

Человек должен бояться одного — самого себя.

«Время и место»

В 1981 г. Трифонов закончил многоплановый роман «Время и место» со сложной структурой, который задумывался еще в 1974 г. Критики встретили книгу прохладно, указывая автору на «недостаточную художественность», повторение пройденного. Однако «Время и место» — это квинтэссенция творчества писателя, который попрощался с иллюзиями юности и с мужеством смотрит на действительность. Действие романа происходит на протяжении четырёх десятилетий — 1930-е, 40-е, 50-е, 70-е гг. В 1987 г. был посмертно издан роман «Исчезновение».

Для человека, который лишен музыкального слуха, всякая музыка – шум.

«Дом на набережной»

Юрий Трифонов умер 28 марта 1981 г., похоронен в Москве на Кунцевском кладбище. Его проза, выкристаллизовавшаяся и честная, побуждает возвращаться к себе снова и снова. Игра литературных смыслов вплетена в ткань времени, поэтому каждый читатель, только открыв книгу русского писателя, ощущает связь между сокровенным и вневременным.

…Ничто не обрывается без следа… Окончательных обрывов не существует!…

«Другая жизнь»

Читайте также: